Для объективного анализа деятельности НТС, весьма разного в разные исторические периоды, следовало бы написать книгу. Вполне мог бы это сделать, и материалов собрано немало, но никогда не сделаю из-за отсутствия времени. Да и в архивы КГБ меня не пустят (а это было бы важно для уточнения некоторых деталей).
Попробую ответить вкратце (если получится). Прежде всего: нынешний НТС, действующий уже в Москве с 1990-х годов, - это фактически новая организация, не та, что была в эмиграции до начала перестройки и уж совсем не та, что до войны. Совершенно новые люди, новый дух. Когда ушли старшие поколения, в годы перестройки напринимали кого угодно. Достаточно сказать, что они сейчас сотрудничают с СПС Гайдара-Чубайса. Кто-то из таких новых, видно, и сочинил процитированный тов. Мосоловым текст.
Про прежний Национально-Трудовой (позже Народно-Трудовой) Союз я написал главное в 1991 г. в достаточно известной книге "Миссия русской эмиграции" (вскоре, надеюсь, будет поставлена на нашем сайте [добавлено:
http://www.rusidea.org/?a=431000 )]). Союз возник из кружков молодых белогвардейцев и нового поколения эмиграции в 1930 г. как национальная организация "фашистского" типа в смысле национально-корпоративной модели общества (см. также о фашизме в моей книге "Тайна России"). Потом стали это называть: "солидаризм" – социальная проекция христианства.
Когда я в Мюнхене в 1976 г. встретился с руководителями НТС, это была единственная реально действующая на Россию организация русских патриотов. В основном издавали литературу и нелегально переправляли в СССР, надеясь отстроить подпольную организацию. Старое поколение жило идеей революции (эти надежды оживила и польская "Солидарность"), но это, конечно, в СССР было тогда нереально: не было такой национальной сплоченности и духовно ведущей Церкви. В профессиональной системе НТС работало около 60 человек, которым принципиально платили лишь прожиточный минимум, всего в эти годы по всему міру было несколько сот активных членов. Главным же итогом НТС стала именно издательская деятельность и распространение книг и журналов.
С 1976 г. я стал сотрудничать с НТС в Мюнхене, в 1978 г. по собственной инициативе перехал работать в издательство "Посев" во Франкфурте (первый год проработал безплатно), сначала сотрудником редакции, потом ответственным секретарем журнала. В это время в НТС, на непредрешенческой платформе, объединенные в основном антикоммунизмом, могли работать и монархисты (сын Столыпина), и даже христианские социалисты, среди членов были клирики шести (!) разных православных Церквей - такова была взаимная терпимость, основанная на жертвенном служении главной цели: освобождение России от коммунизма как главного зла в нашем Отечестве. Поскольку это была единственная такая организация, имевшая людей в СССР, – для тех, кто хотел бороться против коммунизма как главного врага России, иного выбора и не было.
С моим молодым напористым и самоуверенным характером при отсутствии политической культуры мне в НТС многому пришлось научиться от обратного. Я все хотел немедленно и сразу, не умел на собраниях терпеливо слушать иные мнения (пусть даже неверные - но это надо), часто спорил с тем, что мне казалось устаревшим в "революционных" листовках типа "Несем тиранам смерть!" (порою засовывал их на складе в дальние углы). Давил на начальство. В общем, по-неофитски кипел. Было с моей стороны и много элементарной духовной неграмотности.
Впрочем, удалось значительно изменить содержание "Посева" (ориентированного тогда на поддержку диссидентов) в русскую национальную сторону. По этой причине "третья эмиграция" (еврейская) и аргентинская кирилловская газета "Наша страна" развернули целую кампанию, что я засланный "агент ГРУ, переводящий НТС на черносотенные просоветские позиции". Парижские евреи в шутку называли: Народно-Трудовой Союз Русского Народа. Эти конфликты и работа в организации меня многому научили. За незабываемое чувство совместного орденского служения – я старшим соратникам в НТС всегда буду благодарен. А клеветническая кампания дала хорошую прививку на будущее: Господь Бог все управит, если не опускаться на уровень противников.
О нашей «махровой антикоммунистической организации» тогда писалось много в советской печати как об "филиале" или "инструменте ЦРУ". Но НТС не был ничьим "филиалом" или "инструментом". Шла холодная война между США и СССР, и мы в ней неизбежно должны быть участвовать как единственные выразители интересов исторической России. Разумеется, нас мало кто слушал, было немало и ошибок, но разве не надо было кому-то это делать в принципе? Планирую поставить в раздел статей на нашем сайте избранное из того периода - желающие посмотрят, чем мы занимались. [Добавлено:
http://www.rusidea.org/?a=6000 )]
Другое дело, что руководители НТС искали союзников русскому делу и финансовые источники по всему міру, и американские пропагандные фонды были, естественно, главными. До перестройки американцы финансировали всё, что противодействовало экспансии коммунизма, даже не ставя своих условий, если что-то в целом считали противодействующим, даже распространение книг православных авторов (хотя и в меньшей степени). Для тех, у кого много денег, это естественный подход и в наши дни в борьбе с противником: поддерживай всех его врагов; вот и сегодня США подкармливают против России и азербайджанцев, и армян, которые на ножах с друг другом.
Все это (про финансирование) я узнал позже, поскольку такие сведения руководство нам не сообщало. Как и то, что, например, мои длительные поездки в США финансировали: первую - американские профсоюзы (для распространения литературы среди советских моряков), вторую – швейцарская религиозная организация "Вера во втором міре" (с той же целью на ЭКСПО-86 в Ванкувере). Но в этих поездках приходилось считать каждый доллар и в конце даже занимать у друзей – в основном все у нас делалось на энтузиазме.
В 1987 г. я ушел из "Посева", тем самым и из системы НТС, решив, что перестройка и открытая борьба между западниками и почвенниками требует иных, уже не подпольных методов помощи, – а публикаций там в духе "Наших задач" Ильина об опасности міровой закулисы и ее пятой колонны. Голос русских эмигрантов с Запада тогда звучал весомо – и меня стали печатать в "Лит. России" и др. Первая статья была с разоблачением политики Радио "Свобода", с религиозной программой которой (ею руководил член НТС прот. Кирилл Фотиев) я некоторое время сотрудничал как внештатный автор с указанной целью поддержки оборонявшихся почвенников.
В целом скажу: нисколько не жалею, что с 1978 по 1987 гг. потратил на работу НТС, при всей ограниченности тогдашних возможностей и духовной ограниченности самого НТС. Это были мои политические университеты. И несмотря на множество проходного чисто "антикоммунистического" материала, напечатали все же много полезного: Солженицына, Л.И. Бородина, В.Н. Осипова, Шафаревича, о. Дудко, Паламарчука, самиздатские журналы "Вече" и т.п., поддерживали борьбу за открытие храмов, сохранение исторических памятников, против поворота рек... Мой ориентир был именно в этом – поддержка т.н. "Русской партии" (см. о ней в книге "ВТР").
Что там товарищ Мосолов нашел про НТС в интернете или может найти в газете "Правда" - меня мало интересует. Вдумчивый человек при этом всегда оценивает и источник информации.
Но где же у Мосолова конкретные «примеры деятельности НТС, как органа вражеских спецслужб, достаточно показательные», тем более которые «характеризуют Назарова соответствующим образом» – почему не привел ни одного? По его мнению, как и по утверждению гэбэшного советского Агитпропа (где трудился Птенчик-Кротов), желать освобождения своего Отечества от марксистской власти можно было только по заданию "вражеских спецслубж"? Сами русские люди до этого никак не додумались бы?
В последние годы, при Путине, стали заметны новые попытки выдавать противников режима КПСС за "агентов Антанты" или "агентов Гитлера", "агентов западных спецслужб". Советские пропагандные фильмы про белых как "врагов России" дополняются новыми "разоблачениями", каким стал фильм про известного историка Белого движения Н.Н. Рутченко, показанный по ТВЦ 2.02.2007. Чтобы очернить этого человека (я его знаю лично), гэбэшные авторы не постыдились сотрудничать с холокостными "Охотниками за нацистами", обманно снимать своих собеседников на камеру (несмотря на цинично выдаваемое при этом обещание "писать только звук"), использовать сфабрикованные чекистами "показания" 1950-х годов против видных эмигрантов для их дискредитации.
Все это делается сейчас с несомненной целью – "отмыть" тех бывших номенклатурщиков и сотрудников КГБ (от президента до патриарха), которые по сей день руководят страной во всех властных структурах. А значит, отмыть и режим со всей его кровавой историей и сатанинской символикой – никто не желает в этом честно разбираться. Я не считаю, что любой бывший сотрудник КГБ или член КПСС неприемлем для русского дела, среди них немало и порядочных людей, патриотов, – но такие, как правило, сегодня уже не восхваляют богоборческую власть и не обливают помоями ее противников.
Те же, кто это делает, ностальгируя по былым номенклатурным должностям и пытаясь обелить свою личную биографию – не могут вести Русское сопротивление по должному пути, угодному Богу. Не желающие очиститься от такого своего прошлого – становятся его пленниками-заложниками во всех своих решениях.Поэтому хотелось бы спросить и моего нового обвинителя в руководстве СРН (ЛГИ) тов. Мосолова: что он сам полезного сделал для России в те годы, при советской власти, чтобы иметь право осуждать русскую эмиграцию и меня в частности? Что сделал полезного генерал-полковник, позволяющий размещать на официальном сайте СРН (ЛГИ) подобные изобличения, в том числе против движения "ЖБСИ!" - как "провокации ЦРУ"?
Только не надо подобным товарищам записывать себя задним числом в "Русскую партию", как это в своей автобиографии делает подобный "бывший" тов. Платонов, крышуемый, по его собственному признанию, нынешним ФСБ. Еще в 1990 г. Платонов выпустил книгу, в которой клеймил "царский режим" и восхвалял «мудрую логику Маркса» ("Воспоминания о народном хозяйстве", см. цитаты в моей статье:
http://www.rusidea.org/?a=12001). Кто был в "Русской партии", мы хорошо знали, следили по публикациям и личным встречам – имен Платонова, Сенина, Ивашова, Мосолова рядом с именами таких людей, как Глазунов, Солоухин, Распутин никогда не встречалось. Это только сейчас все они соседствуют в платоновской энциклопедии про "Русский патриотизм" – рядом с красными генералами, офицерами КГБ, сотрудниками ЦК и Агитпропа, язычниками-расистами, неотроцкистами-гомосексуалистами, поборниками группового секса.
В нашем Московском отделе Союза Русского Народа иные критерии патриотизма, и Вы можете нападать на меня, сколько угодно, но на Ваши я не перейду: они мне глубоко противны.