15.09.2017       0

«Вопросы подняты для того, чтобы быть решенными...»


 Интервью   с епископом Диомидом для  всеукраинского православного издания "Спасите наши души!" и газеты "Мир" взяла Алла Зуева.

Небольшое предисловие:

С  Владыкой Диомидом я  познакомилась  в г. Магадане  более 15 лет назад,  когда о. Диомид (будущий  епископ) был еще иеромонахом.  Я работала тогда в областной газете "Магаданская правда", а до этого – 7 лет жила на Чукотке.  Была далека от Церкви,  читала Рерихов и Блаватскую   и   полагала, что нашла то, что искала.  А потом, после посещения выставки картин Рериха, которые привезли в Магадан, я зашла в храм, обратившись к  о. Диомиду  с  мучившими меня вопросами и о Рерихе  и о том, где искать Истину.  Молодой батюшка вынес  мне  почитать книгу Серафима Роуза "Православие и религия будущего", и она настолько исчерпывающе ответила на все мои терзания и расставила все в голове и сердце по местам, что с той встречи и того благословения  и началось мое постепенное воцерковление...

– Дорогой Владыко, Вы родом с Украины, с Луганской области, до получения духовного образования  закончили  Харьковский  институт радиоэлектроники. Расскажите, если  можно, как получилось, что Вы приняли решение поступать в Московскую Духовную Семинарию? У Вас в семье или в роду были глубоко верующие люди или церковнослужители?

– В моем роду, насколько я знаю, церковнослужителей не было, но были  глубоко верующие люди. Это мои бабушки, которые жили в Сумской области и там же регулярно посещали храм, приобщая к церковной жизни и нас, малых детей. Вера всегда была в моем сердце. Когда я учился в Харьковском институте, то посещал Благовещенский собор, где служил мудрый батюшка, помогавший мне разрешать духовные вопросы. Там же, в Харькове, я познакомился с Алексеем Хилько (ныне епископ Ипполит), который пел в то время в архиерейском хоре Благовещенского собора и учился в политехническом институте.

– Когда Вы в последний раз были на Украине, в родных местах?  Где побывали? Настоятель  храма свт. Николая на Берсеневке в Москве,  игумен Кирилл Сахаров, известный своей мужественной позицией в  борьбе с ИНН и глобализмом, в одном из недавних интервью  сказал, что ежегодно бывает на Вашей родине, в Стаханове, так как он тоже родом  с Донбасса, с Луганской области, и в прошлом году, во время очередной поездки, познакомился с Вашим отцом, который пономарит в больничном храме св. вмч. Пантелеимона....

– На Украине был около года назад – ездил  навестить своих тяжело больных родителей, чтобы их духовно поддержать и утешить. Вообще же на "материке" бываю редко и недолго.

– Владыко, в этом году 3 июля исполнится ровно 20 лет, как Вы были пострижены в монашество... Где это произошло?

– В монашество я был пострижен в Свято-Троицкой Лавре в юбилейном году, когда отмечалось 650-летие  со дня основания Лавры, архимандритом Алексием, ныне – архиепископ Тульский и Белевский.

– Ваша хиротония во епископы состоялась за несколько дней до прославления Сонма Новомучеников и Исповедников Российских и святой Царской Семьи?

– Часто бывает, что, читая книги о великих людях и изучая их жизнь, проникаешься их духом и они становятся тебе понятными и близкими. Узнав о судьбе Царской Семьи, я стал  ее почитать еще до канонизации.  Государь и все члены Царской Семьи, с ним пострадавшие, стали искупительной жертвой за русский народ. Так понимал свою грядущую судьбу и предстоящий подвиг и сам Император, когда говорил  П.А Столыпину: «Быть может, для спасения России нужна искупительная жертва. Я буду этой жертвой. Да будет воля Божия!»

– С чего началось Ваше знакомство с Дальним Востоком?

– Мое знакомство с Дальним Востоком началось с Магадана. В 1991 году нас, четырех монахов, по благословению Святейшего Патриарха Алексия П,  послали с миссионерским служением во вновь созданную Магаданскую епархию. В советское время партийное руководство с гордостью докладывало правительству, что область эта является полностью атеистической. В 1992 году мы побывали на острове Врангеля, который называли родильным домом белых медведей. Там нами была организована православная община (впоследствии закрытая из-за реорганизации поселка в заповедник). Были поездки по Магаданской области и по Чукотке: Анадырь, Провидения, Мыс Шмидта, Полярный.

– Решением Священного Синода епархия на Чукотке была создана незадолго до Вашей хиротонии, в июле 2000 года. Вам, Владыко, было всего 39 лет... Существовали ли к  тому времени уже на Чукотке православные общины?

– С 1991 по 1992 годы я находился на Чукотке. В то время православные общины только начинали создаваться. Первая община появилась в пос. Провидения, затем – в г. Анадыре, в поселках: Мыс  Шмидта,  Полярный, Ленинградский и Беринговский, в г. Билибино.

Где был построен первый храм?

– В остроге Анадырь, который был расположен близ села Марково.

– Если можно, в двух словах, расскажите, пожалуйста, для наших читателей об истории Православия на Чукотке. Наверное, она началась не в наши дни, а с казака Семена Дежнева?...

– Православная Церковь всегда была  верной помощницей русского самодержавия в деле обращения народов в подданство   России. Уже в 1644 году была построена Спасская часовня в Нижнеколымском остроге. Таким образом, 1644 год можно с уверенностью назвать началом обращения коренных народностей Чукотки в Веру Христову. В 1649 году, в верхнем течении реки Анадырь, Семен Дежнев основал зимовье, на месте которого, в 1652 году был построен Анадырский острог – первый русский форпост на Крайнем Севере России.

Начало XVIII века внесло в историю Православия на Чукотке  новую знаменательную дату: в Анадырском остроге в 1743 году была возведена самая первая на Северо-востоке страны церковь, куда через год был послан первый миссионер Чукотки — иеромонах Флавиан, и лишь через 14 лет, в 1757 году,  в Анадырский острог приехал священник Прокопий Трифонов.

В 1862 году произошло  знаковое событие в жизни Чукотки. В этом году, 15 мая,  в селе Марково была освящена церковь, построенная полностью из тополевого леса, а настоятелем новопостроенного храма Святителя Николая Чудотворца стал священник, отец Митрофан Шипицин.

Через десять лет, в 1879 году, была учреждена Чукотская духовная миссия с подчинением Якутской епрахии, в составе трех станов: Сенкельского, Чаунского и Эломбальского, где в деле служения Богу и обращения язычников в Православие  трудились трое монахов-миссионеров. На протяжении второй половины XIX века и начале XX века  на Чукотке действовало несколько миссионерских пунктов, а за период освоения и христианизации Чукотки на ее территории было построено 9 православных храмов и часовен...

9 июля 1888 года в селе Марково  была организована резиденция Анадырского окружного управления, которую возглавил врач Л. Ф. Гриневицкий — первый начальник округи. Год спустя он основал на берегу Анадырского лимана пост Ново-Мариинск (ныне г. Анадырь).

Гуманная деятельность первого «начальника Чукотки» оставила в народе лишь добрую память. В 1909 году в составе Анадырской округи были созданы Анадырский и Чукотский уезды. Центром Чукотского уезда до 1912 года была бухта Провидения, а с 1912 года — поселок Уэлен...

– Я читала, что сохранились даже первые переводы некоторых молитв на чукотский язык, сделанные еще в позапрошлом веке, а также Евангелие в посеребренном окладе, принадлежавшее в XVIII веке верующим села Марково?

– В нашем Музейном Центре "Наследие Чукотки" в Анадыре бережно хранятся эти, по-своему, уникальные находки. В те далекие времена чукчи крестились редко и неохотно (сказывались языческие традиции предков). Сейчас сами коренные жители Чукотки становятся миссионерами православной веры: недавно вышло в свет Евангелие на чукотском языке, переведенное с помощью коренной жительницы Кергинто Аллы Петровны.

– Дорогой Владыко, я  7 лет проработала на Чукотке и  родные мне места – это Лаврентия, Лорино, Уэлен, Нешкан, мыс Шмидта.  Поэтому не могу не спросить – есть ли православные общины  в этих поселках, кто их окормляет? Что удалось сделать за  почти семь лет, сколько приходов сейчас на Чукотке, сколько храмов построено?

– На Чукотке сейчас насчитывается 17 православных общин, но не все они имеют храмовые помещения.  Настоящих храмовых зданий на Чукотке всего четыре:  собор, два храма и храм-часовня, построенные уже после основания епархии. Один храм, в пос. Эгвекинот, еще строится. Остальные 9  храмов реконструированы из старых, как правило, списанных  административных зданий. Четыре общины, не имея храмов, собираются на квартирах.

Мыс Шмидта я сам окормляю из-за отсутствия  там священника. В с. Лаврентия служит батюшка, который посещает и общины названных  вами  сел. У нас серьезная проблема с кадрами священнослужителей и некоторым священникам приходится духовно  окормлять  несколько приходов.

– Анадырский Собор Святой Живоначальной  Троицы называют самым  восточным в России и самым крупным деревянным храмом в міре. Это действительно так?

– Анадырский собор Святой Живоначальной Троицы – это форпост русского Православия. Он действительно является самым крупным храмом деревянного  зодчества в міре.  Об этом нам сообщил митрополит Кирилл (Гундяев), побывавший на открытии собора в 2005 году.

Установлены ли на Чукотке поклонные кресты  и где установлен памятник святителю Николаю?

– На чукотской земле нами установлено несколько поклонных крестов: в столице округа Анадыре, в городах Билибино и Певеке и на одном из островов Ратманова (острове Диомида). Чугунный памятник святителю Николаю высотой 10 метров находится в Анадыре рядом с собором и воздвигнут в 2003 году на высоком обрывистом берегу лимана. Святитель обращен ликом к востоку и воздетыми кверху руками незримо благословляет гостей и жителей столицы Чукотки.

– Велико ли засилье сект  и  инославных проповедников на вверенной Вам территории?

– Сектантов в нашем округе в последнее время появилось много. Это, в основном,  неопятидесятники и баптисты. Вред они наносят немалый.

Само участие людей в сектах приводит их к духовному тупику: часто из-за этого люди сводят счеты с жизнью. Как правило, зарубежные  проповедники сект выполняют заказ своего правительства и ведут экономический и политический шпионаж. Конечная их цель – отторжение наших территорий в сторону запредельных государств.

– Не понаслышке знаю о многих серьезнейших проблемах, существующих на Чукотке – высокие показатели хронического алкоголизма (в том числе женского, детского), рост самоубийств... Сама не раз сталкивалась с проявлениями языческих верований у местного населения, с шаманством, видела праздники, история которых своими корнями уходит в языческое прошлое – праздник  Кита, праздник молодого оленя, проводы зимы и т.д. Как в таких условиях  удается нести Слово Истины? По-моему, это настоящее подвижничество всех  тех, кто служит и миссионерствует сегодня  на Чукотке...

– Проблема алкоголизма и наркомании у нас очень серьезная. Спивается молодежь, среди пожилых людей много хронических алкоголиков. Причин тому много, но одна из главных – отсутствие работы и уверенности в завтрашнем дне.

Традиционные ремесла коренных народностей Севера пришли в упадок, закрываются села; люди вынуждены перебираться поближе к столице Чукотки, но и там их никто не ждет. Рабочие  места заняты приезжими наемными рабочими из Турции, Америки, Югославии, Украины, Белоруссии, Сибири и других мест.

Шаманов, как таковых, на Чукотке уже нет, но языческие верования предков сильны: идут на охоту – кормят духа охоты, собираются на рыбалку – задабривают духа рыбалки и т.д. Вся бытовая жизнь местного населения проникнута язычеством, хотя многие принимают крещение...  Недавно в пос. Сиреники произошел интересный случай: игумен Илия покрестил коренной национальности человека, который  имел поврежденную руку. После крещения пальцы руки обрели способность двигаться и человек почувствовал себя здоровым. Зовут этого человека Рахтин Владимір Иванович. Вот как об этом рассказывает он сам:

«В декабре 2004 года я получил травму правого плеча. И с тех пор рука плохо работала, а пальцы руки вообще не сгибались. Меня лечили в больнице. Я состоял на учете у врача невропатолога. Она собиралась собрать документы, чтобы поставить меня на инвалидность. 19 марта 2007 года я получил православное крещение. Когда о. Илия крестил в воде меня, пальцы руки стали сжиматься и разжиматься. Я сначала  не поверил и растерялся от неожиданности. И мне стало так хорошо и радостно. Я показал всем, что сотворил со мной Господь. И я благодарю Господа за мое исцеление и прощение грехов».

– Владыко, если можно, расскажите, пожалуйста, о каком-то наиболее запомнившемся  Вам духовном событии последних лет на Чукотке...

– У нас на Чукотке почти ежедневно происходят  важные духовные события. Это – Божественная Литургия, которую мы на Севере совершаем первыми. Мы первыми возносим свои молитвы к Богу, прося мира, благоденствия и процветания Руси. Осознание важности православного служения на этой далекой земле придает силы, вселяет чувство особой ответственности за все, что мы здесь делаем, и Господь не оставляет нас. Запомнился такой случай: мы совершали Литургию в пос. Угольные Копи зимой в неотапливаемом храме. На улице – мороз под тридцать градусов, в храме – чуть меньше. В алтаре я влил для Причастия в потир вино и горячую воду, остатки теплоты в ковшике поставил на жертвенник, а сам пошел проводить исповедь. Исповедь была недолгой, но, возвратившись, я увидел в ковшике лед. В потире же Тело и Кровь Христовы остались незамерзшими.

– В прессе писали о том, что в Чукотской  епархии планируется строительство первого монастыря. Где он будет расположен?

– Женский монастырь  медленно, но строится. Он будет находиться на косе Александрова в г. Анадыре, рядом с храмом Преображения Господня, на месте которого с конца 19 в. стояла часовня.

– Владыко, несколько вопросов хотелось бы задать Вам по поводу Вашего Обращения, широко обсуждаемого сегодня всеми православными людьми.  Мы знакомили своих читателей с его текстом. Очень многие, как известно, и в России, и на Украине, поддержали Вашу позицию о необходимости созыва Поместного Собора и  рассмотрения на нем всей полнотой нашей Церкви наболевших проблем... Вас поддержали многие православно-патриотические движения, Ревнители Всенародного Покаяния,  многие известные священнослужители – игумен Кирилл Сахаров,  которого очень хорошо знают у нас на Украине,  протоиерей Алексий Масюк, иерей Павел Буров и многие другие, Вас поддержал наш Хустский епископ  Ипполит (Хилько), известный старец Рафаил Берестов и  все кавказское пустынническое братство и т.д. Среди интернет-отзывов мне запомнились слова Виктора Ведилина о том, что "Владыко Диомид поставил вопросы, через которые как через "игольные уши" не просто будет многим пройти. И хотим мы все того или нет, но наши действия на обращения Владыки и есть движение через "игольные уши"... Много ли отзывов в ответ на Обращение получил сайт Вашей епархии и лично Вы? Каких отзывов  было больше –  со словами поддержки или критических? О чем пишут люди, что их волнует? Были ли отзывы с Украины? 

– Отзывов в поддержку Обращения было очень много, они и сейчас продолжают поступать. Приходили отзывы и из разных областей Украины от православных организаций, объединений и частных лиц. В частности, Обращение поддержали РООУ "ЗОВ", казаческий полк ЗОВ,  Союз казаков Юго-Восточной Украины "Войско Запорожское", Движение "За право жить без ИНН, кодов и микрочипов" г. Почаева, а также много священников и мірян УПЦ (МП). На днях получил письмо из Львова, в котором с тревогой пишут, что в городе осталась всего одна православная церковь Московской Патриархии. В основном, люди  поддерживают Обращение и благодарят за него. Несколько человек высказали противоположную  точку зрения, но, судя по их высказываниям, они не знают, о чем идет речь, далеки от православной жизни и свое понимание этой проблемы пытались осмыслить исторически, в отрыве от Православия. В своем Обращении я никого не призываю к расколу и стою за то, чтобы Церковь всегда оставалась единой, чистой и неделимой. Я хочу поблагодарить всех, близких мне по духу, людей за понимание важности и поддержку поднятых в Обращении вопросов.

Владыко, мне  запомнился еще один отзыв в Интернете в ответ на Ваше Обращение. Его автор Наталья писала: "да будет высказанное в Обращении Слово Истины колоколом, пробудившим Россию". Судя по полемике в СМИ и в интернет-пространстве, многие действительно проснулись... Например, Николай Ив написал: "Я понял послание дословно: покаяться нужно теперь, не медля. И это только на пользу Отечеству..." Некоторые расценивают факт Вашего обращения как начало нового, может быть, наиболее важного и ответственного, этапа стояния за Истину. Что Вы можете сказать по этому поводу?

– Я скажу так: это и есть новый этап стояния за Истину. В этом подвиге стояния за Истину от человека  требуется жертвенность, но не все сегодня  готовы проявить жертвенность. Слишком велика привязанность к материальному.

Многих безпокоят имеющиеся проблемы кодов, ИИН, новых документов. Эти проблемы – как кровоточащая рана на теле церковного народа, а Церковь – в стороне. Государство навязывает  законы, которые противоречат нашей христианской совести, а церковные власти убеждают нас, что ничего страшного в этом нет. Не будь проблемы насущными и злободневными, они не всколыхнули ли бы весь православный мір. Церковь должна стоять за истину. Я считаю, что, если Синод или Богословская комиссия выработали мнение, с которым народ не согласен, они обязаны пересмотреть решения и решить вопросы в пользу  народа. В то время, когда в міре нарастают процессы сатанизма и глобализма, православные должны сплотиться вокруг своей Матери-Церкви.

– Ваше обращение первоначально было предназначено для публикации в книге игумена Илии Емпулева. Вы знаете его лично? Он действительно был, как о нем пишут, изгнан из оренбургской епархии за отказ от принятия ИНН?

– Да, отец Илия отказался от принятия ИНН, но никто его из епархии не изгонял. Он изъявил желание потрудиться в наших суровых краях, митрополит Оренбургский и Бузулукский Валентин благословил перевод и сейчас игумен Илия служит в пос. Провидения, окормляя и села Провиденского  района.

В прессе высказывалась  точка  зрения, что Обращение может помешать майским мероприятиям по воссоединению двух ветвей нашей Церкви. Прогнозировали даже такой вариант: поддержка Обращения со стороны РПЦЗ (В), которая выступает сегодня против объединения и создание новой зарубежной Церкви, которая будет бороться с неосергианами. Владыко, как Вы относитесь к   воссоединению наших Церквей? Согласны ли Вы с точкой зрения историка и публициста М. Назарова, что "объединение должно быть направлено со стороны РПЦЗ на поддержку честных и  благочестивых членов РПЦ МП,  которые отстаивают Истину, тех, кто  сопротивляется "тайне беззакония", а не тех, кто потакает ей и гонит  сопротивляющихся (как запретили в служении   о. Павла Бурова)". К слову,  инок Всеволод Филипьев (РПЦЗ) отметил, что Ваше Обращение  "убедило многих чад РПЦЗ, что в среде епископата Русской Православной Церкви (МП) есть  единомысленные нам архипастыри, которые обладают достаточным мужеством,  чтобы возвысить свой голос... Таким образом, владыка Диомид сослужил добрую службу процессу взаимоузнавания между православными России и зарубежья. Тем более  что владыка не  "от себя" говорил, а в значительной степени выражал  взгляды большей части церковного народа России..." И поэтому, мне кажется, Владыко, что Ваше Обращение только поможет делу единства всех тех,  кто  отстаивает Истину...

– Я полностью  поддерживаю мнение писателя-публициста Михаила Назарова. Он правильно понимает ситуацию и объективно освещает ее. Мы должны оставить все, что было плохого,  и объединиться. Объединение должно послужить духовной чистоте и крепости в борьбе с глобализмом в современных условиях.

По мысли одного автора, Обращение  сыграло  роль лакмусовой бумажки, которая  обнажила со всей откровенностью то внутреннее разделение по важнейшим вопросам, которое давно имеет место (но замалчивается)  –  среди священнослужителей и мірян. Например, очень многих людей взволновал прошедший саммит, а, скажем, профессор МДА о. Валентин Асмус считает, что Церковь на переднем фронте борьбы с экуменизмом. Каковы духовные причины подобного разделения?

– В Обращении были подняты вопросы, обсуждавшиеся и раньше в церковной среде. Я ничего нового не сказал, а лишь конкретизировал  то, что было  сказано до меня. И здесь высветилась острота тех вопросов, которые давно требуют своего решения, но упорно замалчиваются  священноначалием. Нам  пытаются втолковать, что обозначенные проблемы надуманы или они решаются. Пример тому – высказывание профессора МДА о. Валентина Асмуса, который считает, что Церковь активно борется с экуменизмом. Вот как он говорит:

«Русская Православная Церковь выступает  против православно-католического экуменизма, против униатства, который насаждается агрессивно и такими ловкими приемами защищается современным католицизмом. Поэтому мы никак не можем сказать, что Русская Церковь в наше время погрязла в экуменизме».

Судя по этому высказыванию, можно сделать вывод, что профессор живет с завязанными глазами и не видит то, о чем вопиет действительность. В чем причина этого духовного неведения? На мой взгляд, причина в том, что людям трудно отказаться от материальных благ, они слишком привязаны к земному отечеству, но, чтобы успокоить свою совесть, пытаются толковать  догматы Церкви так, как им удобно.

Владыко, Вы знаете, что на Украине православные люди активно борются против ИНН,  глобализма и экуменизма. Проводят  многочисленные молитвенные стояния и Крестные Ходы. Поэтому многим понятна та боль и искренняя тревога, которые высказаны Вами в Обращении.  Хочется в связи с этим  от лица многих и многих православных верующих на Украине выразить Вам благодарность и признательность за неравнодушие, за мужественную позицию, за то, что Вы открыто призвали к давно назревшему разговору по важнейшим проблемам – всех верных чад Церкви. Высказывалось мнение, что  это может негативно  повлиять на ситуацию  в  Украине в связи с попытками известных сил создать "самостийную Церковь",  но  борьба за чистоту нашей веры и Истины – обязанность каждого православного человека и она не может принести худые плоды.  М. Назаров написал статью: "Уроки Крещенского Обращения епископа Диомида". А что Вы сами, Владыко, могли бы сказать на эту тему – как бы подводя некоторые итоги?

– Рано подводить итоги. Вопросы подняты для того, чтобы быть решенными. Если они игнорируются иерархами Церкви, то Церковь ждет раскол. Осознавая, что "овец Христовых предают в руки антихриста", народ уйдет из Церкви, так как принимать и оправдывать  глобализм пагубно для спасения души. Необходимо пересмотреть принятые ранее законы, которые идут вразрез с мнением церковного народа и принять законы, которые бы удовлетворяли большинство верующих. Эти задачи должен решить Поместный собор.

Нам необходимо хранить Догмат Богословия, ибо он – тот фундамент, на котором зиждется здание Церкви. Если в фундаменте образуются трещины – здание рано или поздно разрушится, и тогда Церковь заполнится чужеродными учениями вольнодумства и либерализма. Вспомним историю: отступив от истинного православного учения и приняв позорную унию, Византия пала и Константинополь поработили турки. Отступление от истинного учения лишает Церковь благодати и делает Ее достоянием антихристовых сил. Церковь должна сплотиться в отстаивании чистоты своего вероучения  и врата ада не одолеют Ее.

Дорогой Владыко, благодарим Вас за интервью, желаем Вам доброго здоровья и Божией помощи во всех благих начинаниях и заранее поздравляем с приближающимся днем Вашего рождения (24 июня). Пусть хранит Вас Господь и многая Вам лета! 

Полный текст интервью можно прочитать по адресу:
http://www.zaistinu.ru/articles/?aid=1598

Далее помещаем текст упомянутой статьи М.В. Назарова "Уроки Крещенского Обращения епископа Диомида".


———————————— + ————————————
назад  вверх  дальше
——————— + ———————
ОГЛАВЛЕНИЕ
——— + ———
КНИГИ

Постоянный адрес страницы: https://rusidea.org/4907

Оставить свой комментарий

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подпишитесь на нашу рассылку
Последние комментарии

Этот сайт использует файлы cookie для повышения удобства пользования. Вы соглашаетесь с этим при дальнейшем использовании сайта.