Издательство Русская Идея Издательство Русская Идея Движение ЖБСИ



Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru
Календарь «Святая Русь»

Избрание жребием Патриарха Тихона в Храме Христа Спасителя


5.11.1917 (18.11). – Избрание жребием Патриарха Тихона в Храме Христа Спасителя

 

Избрание Патриарха

Избрание Патриарха было одной из главных целей Поместного Собора Российской Православной Церкви, открывшегося торжественным богослужением в Кремле 15 августа 1917 г., в праздник Успения Богородицы. 5 ноября 1917 г. в храме Христа Спасителя состоялось избрание Патриарха. Результаты предварительного голосования на Соборе дали такую картину: из всех кандидатов на патриаршество большинство голосов получил митрополит Харьковский и Ахтырский Антоний (Храповицкий) – 159,  архиепископ Новгородский и Старорусский Арсений (Стадницкий) – 148, митрополит Московский и Коломенский Тихон (Белавин) – 125.

5 ноября, после Божественной литургии и молебна в храме Христа Спасителя, старец Зосимовской пустыни Алексий вынул жребий перед иконой Владимірской Божией Матери, перенесенной из расстрелянного Успенского собора Кремля. Жребий выпал на митрополита Московского Тихона.

Так закончился двухвековой период существования Русской Церкви без патриаршества, отмененного Петром I в 1721 г. в ходе его западнических реформ, нарушивших симфонию между государственной и духовной властями. Реформа Петра, превратившая Церковь в одно из утилитарных министерств, конечно, нанесла огромный вред Церкви. Но в ХIХ веке и особенно в последнее царствование традиционная симфония между церковной и государственной властью постепенно восстанавливалась де факто благодаря личным качествам Императоров, православных государственных деятелей, как К.П. Победоносцев (обер-прокурор Святейшего Синода с 1880 по 1905 гг.), и влиянию таких святых подвижников, как св. прав. Иоанн Кронштадтский, чей авторитет для двух последних Государей был несомненен.

Параллельно с этим восстановлением симфонических отношений между лучшими представителями Церкви и государства, в ту же эпоху развивался обратный процесс отчуждения между монархом-самодержцем и высшим духовенством. Либеральные общественные и церковные деятели, аргументируя формальной "несвободой" Церкви, требовали созыва Поместного Собора и восстановления патриаршества совсем в иных целях: не для восстановления традиционной сильной духовной власти, а как одного из антимонархических инструментов "демократизации" общества. Поэтому антимонархические настроения были, как это не удивительно, присущи и высшим архиерееям, что выразилось в их предательском поведении в дни свержения российской монархии.

Тем не менее, в наступавшую новую эпоху разгула богоборческих сил восстановление патриаршества имело важное значение. Фактически одновременно с утратой монархической власти произошло восстановление духовной власти в России. И эта власть стала безспорным авторитетом для православного народа в сопротивлении антицерковной политике жидобольшевиков. Если в дни февральско-мартовского всеобщего умопомрачения митрополит Тихон оказался среди ослепших архиереев, приветствовавших "свободу" Церкви, то теперь перед лицом явного богоборчества ему пришлось искупать тот свой грех исповедничеством. См. об этом в заметке на день его кончины 25.3/7.4.1925. По мнению многих исследователей, так называемое его "Завещательное послание" было подложным и смерть Патриарха Тихона не была естественной – его отравили чекисты.

Постоянный адрес данной страницы: http://rusidea.org/?a=25111807


 просмотров: 5430
ОТЗЫВЫ ЧИТАТЕЛЕЙ:
Ваше имя:
Ваш отзыв:




Архангел Михаил


распечатать молитву
 

ВСЕ СТАТЬИ КАЛЕНДАРЯ




Наш сайт не имеет отношения к оформлению и содержанию размещаемых сайтов рекламы

Главный редактор: М.В. Назаров, Редакторы: Н.В.Дмитриев, А.О. Овсянников
rusidea.org, info@rusidea.org
Воспроизведение любых материалов с нашего сайта приветствуется при условии:
не вносить изменений в текст (возможные сокращения необходимо обозначать), указывать имя автора (если оно стоит) и давать ссылку на источник.