Издательство Русская Идея Издательство Русская Идея Движение ЖБСИ



Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru
Календарь «Святая Русь»

Память свт. Иоанна Златоуста


14.09. 407 (27.09). - Память свт. Иоанна Златоуста

 

Святитель Иоанн Златоуст

Святитель Иоанн Златоуст (ок. 347–14.9.407), архиепископ Константинопольский, один из трех великих Вселенских святителей, особо почитаемых Церковью. Родился в Антиохии в семье военачальника. Его отец умер вскоре после рождения сына. Мать святого Иоанна, оставшись в двадцать лет вдовой, не стала более выходить замуж и отдала все силы воспитанию сына в правилах христианского благочестия. Юноша учился у лучших философов и риторов. Но, пренебрегая суетными знаниями язычников, будущий святитель рано обратился к углубленному изучению Священного Писания и молитвенному созерцанию.

Епископ Антиохийский Мелетий, полюбивший Иоанна как сына, наставил его в вере и в 367 г. крестил. Через три года святой Иоанн был поставлен во чтеца. После того, как святитель Мелетий был отправлен в ссылку императором Валентом в 372 г., Иоанн учился у опытных наставников подвижнической жизни, пресвитеров Флавиана и Диодора Тарсийского.

Когда скончалась мать Иоанна, он принял иночество, которое называл "истинной философией". Вскоре Иоанна сочли достойным кандидатом для епископства, однако он решил удалиться в пустыню, избегая назначения. В это время св. Иоанн написал "Шесть слов о священстве", великое творение православного пастырского Богословия. Четыре года провел он в трудах пустыннического жительства, в это время им были написаны три книги "Против вооружающихся на ищущих монашества" и сочинение "Сравнение инока с царем" ("Сравнение власти, богатства и преимуществ царских с истинным и христианским любомудрием монашеской жизни"), проникнутые высоким представлением о достоинстве иноческого звания. Два года святой соблюдал полное безмолвие, находясь в уединенной пещере. Для восстановления здоровья Иоанн должен был возвратиться в Антиохию.

В 381 г. святой епископ Мелетий Антиохийский посвятил его во диакона. Последующие годы были посвящены работе над новыми богословскими творениями: "О Провидении" ("К Стагирию подвижнику"), "Книга о девстве", "К молодой вдове" (два слова), "Книга о святом Вавиле и против Юлиана и язычников".

В 386 г. Иоанн был рукоположен епископом Антиохийским Флавианом во пресвитера. На него возложили обязанность проповедовать Слово Божие. Святой Иоанн оказался великолепным проповедником, и за редкий дар Богодохновенного слова получил от паствы наименование "Златоуст". Двенадцать лет святой, при стечении толп народа, проповедовал он в храме, глубоко потрясая сердца слушателей.

В пастырской ревности о наилучшем усвоении христианами Священного Писания святой Иоанн обращается к священной герменевтике – науке о толковании Слова Божия. Среди его творений – толкования на целые книги Священного Писания (Бытия, Псалтирь, Евангелия от Матфея и Иоанна, Послания апостола Павла) и множество бесед на отдельные тексты Библии, а также поучения на праздники, в похвалу святых и слова апологетические (против аномеев, иудействующих и язычников).

В 397 г. он был вызван из Антиохии для поставления на Константинопольскую кафедру. Множество дел ожидало решения святителя, он начал с главного – с духовного совершенствования священства. И здесь лучшим примером был он сам. Средства, которые предназначались для архиепископа, святой обратил на содержание нескольких больниц и двух гостиниц для паломников. Архипастырь довольствовался скудной пищей, отказывался от приглашений на обеды. Ревность святителя к утверждению христианской веры распространялась не только на жителей Константинополя, но и на Фракию, включая славян и готов, Малую Азию и Понтийскую область. Им был поставлен епископ для Церкви Боспора, находившейся в Крыму. В Финикию, Персию, к скифам для обращения ко Христу язычников святой Иоанн направлял ревностных миссионеров, писал послания в Сирию, чтобы вернуть Церкви маркионитов, и добился этого.

Много трудов положил святитель на устроение благолепного богослужения: составил чин Литургии, ввел антифонное пение за всенощным бдением, написал несколько молитв чина елеосвящения.

Распущенность столичных нравов нашла в лице святителя нелицеприятного обличителя. Когда императрица Евдоксия распорядилась о конфискации последней собственности у вдовы и детей опального вельможи, святой встал на их защиту. Гордая императрица не уступила и затаила гнев на архипастыря. Ненависть Евдоксии к святителю разгорелась с новой силой, когда недоброжелатели сказали ей, будто святитель в своем поучении о суетных женщинах имел в виду ее.

В 403 г. суд, составленный из иерархов, справедливо обличаемых ранее Златоустом: Феофила Александрийского, Севериана, Гевальского епископа, незадолго перед тем изгнанного из столицы за безпорядки, и других – постановил низложить святого Иоанна и за оскорбление императрицы предать казни. Император все же заменил казнь изгнанием. У храма толпился возбужденный народ, решивший защищать своего пастыря. Святитель, чтобы избежать волнений, сам отдал себя в руки властей. Той же ночью в Константинополе произошло землетрясение. Дворец содрогнулся. Испуганная Евдоксия просила императора срочно вернуть святого и немедля послала письмо изгнанному пастырю, умоляя его вернуться. И вновь в столичном храме святитель в краткой речи благословляет Господа "за все пути Его". Клеветники бежали в Александрию.

Но уже через два месяца новый донос пробуждает гнев Евдоксии. В марте 404 г. состоялся неправедный Собор, постановивший изгнать святого Иоанна. По удалении его из столицы, пожар обратил в пепел храм Святой Софии и здание сената. Вскоре последовали опустошительные набеги варваров, а в октябре 404 г. Евдоксия умерла. Даже язычники видели в этих событиях небесное наказание за неправедное осуждение угодника Божия.

Находясь в изгнании в Армении, святитель еще более старался укрепить своих духовных чад. В многочисленных письмах (их сохранилось 245) епископам Азии, Африки, Европы и особенно своим друзьям в Константинополе святой Иоанн утешал страдающих, наставлял и поддерживал своих приверженцев. Зимой 406 г. святитель Иоанн был болезнью прикован к постели. Но враги его не унимались. Из столицы пришел приказ перевести святого Иоанна в глухой Питиус (в Абхазии). Истощенный болезнями святитель в сопровождении конвоя три месяца совершал свой последний переход. В Команах силы оставили его. У склепа святого мученика Василиска (память 22 мая), утешенный явлением мученика ("Не унывай, брат Иоанн! Завтра мы будем вместе"), причастившись Святых Таин, вселенский святитель со словами "Слава Богу за всё!" отошел к Господу 14 сентября 407 г. (Православная церковь также совершает его память в Соборе трёх святителей 30 января и 13 ноября.).

Святые мощи Иоанна Златоуста торжественно были перенесены в Константинополь в 438 г.; при открытии гроба они оказались нетленными. В 1204 г. крестоносцы, разграбившие Константинополь, увезли мощи свт. Иоанна в Рим, где они находились в ватиканском соборе св. Петра. В 2004 г. папа Римский Иоанн Павел II "в знак доброй воли" в рамках экуменического сближения передал мощи cвятых Иоанна Златоуста и Григория Богослова "Вселенскому" Константинопольскому патриарху Варфоломею; мощи размещены в патриаршей церкви св. Георгия на Фанаре в Стамбуле. (У входных дверей в этом храме висит портрет Ататюрка, а дверь автору этих строк открыл молодой человек в черной майке с крупной надписью "NIRVANA"...)


Гроб свт. Иоанна Златоуста в Команах (Абхазия), 2007.
Ниже – фотографии остатков древнего храма в память святого мученика Василиска и сооруженной рядом новой часовни на месте кончины свт. Иоанна Златоуста в Команах.

 

Свт. Иоанн Златоуст: «синагога есть жилище демонов»

Святителя Иоанна Златоуста последующие святые Отцы именуют «устами Христовыми, светилом всемірным, вселенским учителем». Церковь прославляет его в своих молитвах: «От небес приял еси Божественную благодать и твоими устами всех учишь покланяться в Троице Единому Богу, Иоанн Златоуст всеблаженный, преподобный, достойно хвалим тебя, наставника, являющего нам Божественное». Этот великий Учитель Церкви написал специальную книгу, получившую название "Против иудеев". В ней он дает подлинно православное богословское толкование талмудического иудаизма, основанное на текстах Св. Писания:

«Не удивляйтесь, что иудеев назвал я жалкими. Истинно жалки, несчастны они, намеренно отринувшие и бросившие столько благ, с неба пришедших в их руки. Воссияло им утреннее Солнце правды: они отвергли свет Его, и сидят во тьме, а мы, жившие во тьме, привлекли к себе свет и избавили себя от мрака заблуждения. Они были ветвями святого корня, но отломились: мы не принадлежали к корню, и принесли плод благочестия. Они с малолетства читали пророков, и распяли Того, о ком возвещали пророки: мы не слышали божественных глаголов, и Тому, о Ком предсказано в них, воздали поклонение. Вот почему жалки они; ибо тогда как другие восхищали и усвояли себе блага, иудеям ниспосланные, сами они отвергли их. Они, призванные к усыновлению, ниспали до сродства с псами, а мы, будучи, раньше псами, возмогли, по благодати Божией, отложить прежнюю неразумность и возвыситься до почести сынов Божий...

Нет ничего жалче иудеев: они всегда идут против собственного спасения. Когда надлежало соблюдать закон, они попрали его; а теперь, когда закон перестал действовать, они упорствуют в том, чтобы соблюдать его. Что может быть жалче тех людей, которые раздражают Бога, не только преступлением закона, но и соблюдением его?..

Конечно (иудеи) скажут, что и они поклоняются Богу. Но этого сказать нельзя; никто из иудеев не поклоняется Богу. Кто говорит это? Сын Божий. Аще Отца Моего бысте ведали, говорит Он, и Мене ведали бысте: ни Мене весте, ни Отца Моего (Иоан. VIII, 19). Какое еще можно привести мне свидетельство достовернее этого? Итак, если они не знают Отца, распяли Сына, отвергли помощь Духа; то кто не может смело сказать, что место то (синагога) есть жилище демонов? Там не поклоняются Богу, нет; там место идолослужения… Синагога безчестнее всякой корчемницы, потому что служит убежищем не просто для разбойников и торгашей, но для демонов; а вернее сказать, не синагоги только, но и самые души иудеев есть жилища демонов.

А так как некоторые считают синагогу местом досточтимым, то необходимо сказать и против них. Почему вы уважаете это место, тогда как его надлежит презирать, гнушаться и убегать? В нем, скажете, лежит закон и пророческие книги. Что же из-за этого? Ужели, где будут эти книги, то место и будет свято? Вовсе нет. Я потому-то особенно ненавижу синагогу и гнушаюсь ею, что имея пророков, иудеи не веруют пророкам, читая Писание, не принимают свидетельства его; а это свойственно людям в высшей степени злобным.

Так рассуждай и о синагоге. Иудеи ввели туда с собою Моисея и пророков не для того, чтобы почтить, но чтобы оскорблять и безчестить их… Словом, если ты уважаешь все иудейское, то что у тебя общего с нами? Если иудейское важно и достойно почтения, значит, наше ложно. Но если наше истинно – а оно и в самом деле истинно, то иудейское исполнено обмана. Говорю о нечестии и нынешнем безумии иудеев. Демоны живут в самых душах иудеев, и нынешние – еще лютее прежних. И очень справедливо: потому что раньше они оскорбляли пророков, а теперь ругаются над самим Владыкою пророков.

Как вы собираетесь в одно место с людьми, одержимыми демонами, имеющими в себе столько нечистых духов, воспитанных в смертоубийствах – и не ужасаетесь? Следует ли даже обмениваться с ними приветствиями и делиться простыми словами? Напротив, не должно ли отвращаться их, как всеобщей заразы и язвы для всей вселенной?

Какого зла они не сделали? Какого злодейства, какого беззакония не затмили они своими гнусными убийствами? Они закалали в жертву демонам своих сыновей и дочерей… Чему прежде удивляться в них? Нечестию ли, или жестокости и безчеловечию? О чем еще сказать вам? О хищениях, о лихоимстве, о притеснении бедных, о кражах, о корчемничестве? Но для рассказа об этом не хватит и целого дня.

Если бы кто убил твоего сына, скажи мне, ужели ты мог бы смотреть на такого человека, слушать его разговор? Не избегал ли бы ты его, как злого демона, как самого дьявола? Иудеи умертвили Сына твоего Владыки, а ты осмеливаешься сходиться с ними в одном и том же месте?..

Еще я спрошу каждого из иудеев: Разве не часто произносили вы хулу на Бога? Разве не совершали всякого рода нечестия и грехи? Отчего, скажи мне, Бог совершенно отвратился от вас? Если вы стыдитесь сказать причину, скажу прямо я, или вернее – не я, но сама действительная Истина. За то, что вы убили Христа, за то, что подняли руки на Владыку, за то, что пролили драгоценную кровь – вот за что нет вам прощения, нет извинения… Раньше вы оскорбляли пророков – Моисея, Исаию и Иеремию, раньше еще не было сделано главное зло. А теперь вы затмили все свои прежние беззакония, и после злодейства против Христа для вас не остается уже преступления большего…

А вы, братья мои христиане, не пресытились ли еще борьбою с иудеями? Знайте же: кто не пресыщается любовью ко Христу, тот никогда не пресытится и войной с врагами Его…» (Полное собрание сочинений Иоанна Златоуста в 12 томах. Том 1, книга вторая, «Против иудеев», с.с.645-759. Москва, 1991 год. Рекомендовано к печати Отделом по религиозному образованию и катехизации Московского Патриархата).

См. на нашем сайте "Слово против иудеев".

 

Свт. Иоанн Златоуст о молитве

Молитва – причина спасения, виновница безсмертия души, несокрушимая стена церкви, непоколебимая охрана, страшна для демонов, для нас же, благочестивых, спасительна...

Что легче молитвы? Но когда ты не пожелал молиться, то каким образом желаешь обрести милосердие? Разве требуются добродетели, или трудна тебе молитва, требует ли она труда, пота или бдения? Только проси; но ты не желаешь и этого, и следуешь уму Симона, который говорит: помолитеся вы о мне ко Господу (Деян. 8:24). Сверх того ты знаешь, что никто, хотя бы превосходнейший тебя и более благочестивый, не может молиться за тебя лучше, чем мог бы сделать это ты сам. Даже когда ты нечист и лишен уверенности в Боге, Ему твои молитвы угодны более, чем молитвы за тебя какого-либо святого и верующего, – потому что только того желает Бог, чтобы ты был с Ним в дружественных сношениях...

Не говори: я не умею молиться, я недостоин, у меня нет веры; выставляя причины недостоинства и молчания, ты показываешь бóльшую необходимость молиться. Ты недостоин, не имеешь веры? Совесть твоя не позволяет смотреть с уверенностию на небо? Когда ты таков, то употребляй, как лекарство против зла, молитвы. Ужели твои грехи могут превзойти меру Его благодати?.. Если от благости Его исходит существование душ, то тем более их чистота и освящение.

Итак, пусть никто не отчаивается, считая перемену невозможной... Не помышляй о множестве твоих грехов, но смотри на безконечную благость Божию...

Если мы находимся с Ним в дружественных отношениях, то, хотя бы весьма много согрешили против Него, однако мы ничего не боимся, по любви к верному Другу. Если же мы сомневаемся полагаться на Его любовь, то это отсутствие веры будет зависеть от нас самих...

Постоянный адрес данной страницы: http://rusidea.org/?a=25092702


 просмотров: 18127
ОТЗЫВЫ ЧИТАТЕЛЕЙ:
Ваше имя:
Ваш отзыв:


Подполковник 2016-09-27
 
Думаю, семантика понятия 'иудей' должна основываться не на этнической составляющей, а на идеологической. Иудей - приверженец иудаизма,посещает синагогу и не считает Христа Сыном Божиим, обетованным ветхозаветным евреям Мессией. Это враг христианства, исповедующийталмуд с его нацизмом, лицедейством,мерзостным приспособленческим прагматизмом.Могут открыо не проявлять негативного отношения к хритианству и декларировать родство аврамических религий, братство и т.п. Современные евреи, даже не религиозные, на мой взгляд многое впитали от их взглядов, усвоили дух талмуда,поэтому на бытовом уровне в повседневной жизни исповедают те же нравственные принципы, только облечённые в нерелигиозную форму. Таких вместе с религизными евреями-иудеями и называют жидами, то есть врагами Христа.Вот так, думаю, обстоит дело. Не стоит спорить виноваты ли евреи. Евреи не все жиды. Бог оставил шанс спасения и для них. Об этом стоит помнить.

 
Мстислав2013-12-15
 
Хотел вот ещё спросить: мне известно, что Христос на греческом означает "Помазанник", но интересно было бы знать, а как Христа называли апостолы - по еврейски (Мошиах) или по гречески? Если звали Мошиахом, то почему весь мир зовёт Христосом? Ведь Христос был не греком. И ещё: если в Греции ещё в языческие (дохристианские) времена знали слово Христос, то кого ещё конкретно исторически они называли этим именем? Кстати, можно всё-таки получить ответ на вопрос о соответствии канонам родословной Христа по Иосифу? Или это тайна из тайн, на которую нельзя давать ответа?

 
Мстислав - Русу2013-12-15
 
Рус, а вот хамить не надо. Я тоже умею грубо разговаривать, но понимаю, что на христианском сайте так вести себя нельзя.

 
МВН2013-03-03
 
Еще один пророк объявился: "Божий"! - вот так скромненько. Отсылаю его туда же, куда послал уже Мстислава, а также сюда: http://www.rusidea.org/?a=25010701 . Добавлю еще Мстиславу, что греческое слово Христос есть перевод с еврейского слова Мошиах и означает "Помазанник" (мессия).

 
Божий2013-03-02
 
Вот дискуссия развернулась! Прав Мстислав! Господа, учите матчасть, как говорится. Наш Господь Иисус Христос по человеческому происхождению был галилеянин - а это не еврей. Меньше жидовствуйте и защищайте жидовствующих, меньше кидайтесь словами об "антисемитизме" - на нас евреи-ортодоксы всегда смотрели с презрением, ибо считают себы "б-гоизбранными", как они выражаются (прости Господи, даже слово "БОГ" боятся вслух сказать). Ну а нас - "гоями" да "акумами". Неужто те, кто защищает жидовствующих и жидов - жидов в худшем понимании этого слова, не видят и не знают того???

 


Архангел Михаил


распечатать молитву
 

ВСЕ СТАТЬИ КАЛЕНДАРЯ




Наш сайт не имеет отношения к оформлению и содержанию размещаемых сайтов рекламы

Главный редактор: М.В. Назаров, Редакторы: Н.В.Дмитриев, А.О. Овсянников
rusidea.org, info@rusidea.org
Воспроизведение любых материалов с нашего сайта приветствуется при условии:
не вносить изменений в текст (возможные сокращения необходимо обозначать), указывать имя автора (если оно стоит) и давать ссылку на источник.