24.09.2007       0

Суворов одержал победу над вчетверо превосходившими численностью турками при р. Рымник


11.09.1789 (24.09). – Суворов одержал победу над вчетверо превосходившими численностью турками при р. Рымник

«Где меньше войска, там больше храбрых»

Звезда ордена Св. Георгия 1-й степени генералиссимуса А.В. Суворова-Рымникского, полученного им за победу на реке Рымник в 1789г.

Звезда ордена Св. Георгия 1-й степени генералиссимуса А.В. Суворова-Рымникского, полученного им за победу на реке Рымник в 1789г.

Сражение у реки Рымник (ныне на территории Румынии) произошло в ходе русско-турецкой войны 1787–1791 гг.. Союзная русско-австрийская армия под командованием А.В. Суворова одержала победу над вчетверо преобладавшим по численности противником, поэтому сражение при Рымнике вошло в учебники военной истории как образец полководческого искусства.

После поражения под Фокшанами в июле 1789 г., турецкое командование решило нанести главный удар в стык между союзными австрийскими и русскими войсками. В начале сентября 1789 г. турецкий военачальник Юсуф-паша направил стотысячную армию против впятеро меньшего австрийского корпуса. Австрийский командующий корпусом принц Кобургский прислал гонца к русским за помощью. Суворов поспешил к австрийцам с имевшимся в его распоряжении отрядом численностью в семь тысяч человек. Чтобы опередить турок, пришлось совершить двухжневный марш-бросок почти в сто километров.

Суворову удалось вовремя подоспеть на соединение с австрийцами утром 10 сентября близ реки Рымник. Там под началом Суворова оказалось 25 тысяч человек (18 тысяч австрийцев и 7 тысяч русских) и 103 пушки. На военном совете союзных армий Суворов настаивал на немедленной атаке. Принц Кобургский считал, что силы для этого слишком неравны, ибо турок почти вчетверо больше с мощной артиллерией. Суворов возразил, что именно при таком неравенстве сил только быстрая, смелая атака и обещает успех, и прибавил он с усмешкою: «все же их не столько, чтобы заслонить нам солнце». Принц Кобургский продолжал приводить разные доводы против атаки: сильное изнурение русских войск после перехода, сильные укрепления турецких позиций, и, мол, всё это противоречит правилам военного искусства. Суворов его оспаривал и под конец заявил, что если Кобург не разделяет его плана, то русские атакуют и разобьют турок одними своими силами. Австрийцы были вынуждены согласиться на атаку.

Суворов в сопровождении нескольких офицеров и казаков сразу же отправился на рекогносцировку к неприятельским позициям. Чтобы лучше обозреть местность, он сам взлез на дерево, охватив внимательным взглядом всё пространство между речками Рымною и Рымником, где расположилась огромная турецкая армия. Назад Суворов вернулся с готовым в голове планом атаки. На следующий день утром русские и австрийские войска внезапно атаковали один из турецких лагерей. Казаки по приказу своего полководца прорвали турецкую оборону в месте, где были недостроенные укрепления, и с грозными раскатами "ура" напали на фланг Юсуфа-паши. В рядах турок начались паника и бегство. При этом были захвачены турецкие обозы с артиллерией, что фактически обезоружило турок: они затем смогли произвести лишь около десятка выстрелов. Столь же стремительно были взяты другие турецкие лагеря в нескольких километрах от первого. Союзники преследовали неприятеля настойчиво и безпощадно: врагов было слишком много, чтобы забирать их в плен. На мосту через Рымник в совершенном безпорядке столпились турецкие обозы, загородив единственный путь бегущим; турки под выстрелами союзников бросались вплавь и тонули во множестве. Только наступившая ночь остановила это побоище.

Потери среди русских и австрийских солдат составили около 600 человек (из них русских менее 200), тогда как турки потеряли более 15 тысяч убитыми и ранеными. Победителям достались и богатые трофеи. Примечательно, что в турецком лагере обнаружили тысячи цепей, в которые турки собирались заковать пленных. «Справедливо оценивая качество одержанной победы, Суворов ознаменовал ее особым торжеством. Войска его, сходясь на поле сражения в одно большое каре для слушания благодарственного молебна... Принц Кобургский в сопровождении огромной свиты приехал к Суворову; оба они молча бросились друг другу на шею и крепко обнялись. Русские и австрийские воины также последовали примеру своих предводителей – их взаимные поздравления и объятия были тем искреннее, чем труднее досталась победа... Суворов двукратно увлек австрийцев к победе своим неотразимым нравственным влиянием и боевою авторитетностью; это же влияние, вместе с чувством благородного соревнования, заставило их развернуть в обеих делах, особенно в последнем, необычную для них в те времена энергию. Суворов выбил их из глубокой колеи и указал настоящий путь к победе. Заимствовав даже свой боевой порядок от Суворова и убедившись в его практической рациональности, войска принца Кобургского были особенно поражены смелостью и верностью его наступательного принципа. Это Суворовское sinе quа non победы, замечено было простыми солдатами, и в рядах австрийского корпуса сложилось меткое прозвище Суворову: "Генерал Вперед"...» (А.Ф. Петрушевский. "Генералиссимус князь Суворов", СПб. 1884).

Понимая ту роль, которую сыграла русская армия в этой победе, австрийский император Иосиф II пожаловал Суворову графский титул Австрийской Империи. Императрица Екатерина II наградила полководца титулом графа Рымникского, орденом Св. Георгия 1-го класса, бриллиантовыми знаками к полученному ранее за Кинбурн ордену Св. Андрея Первозванного, а также пожаловала богатую шпагу и дорогой перстень. Украшенная бриллиантами шпага была пожалована Екатериною также и принцу Кобургскому.

Не были забыты и другие участники сражения: офицеры получили повышения и ордена, солдаты денежные награды, а более отличившимся пожалованы кроме того серебряные медали с надписью: "Рымник". Суворов два раза представлял списки отличившихся, не без опасения, что это надоест генерал-фельдмаршалу Потемкину, но приводил в свое оправдание, что «где меньше войска, там больше храбрых».

Плоды победы на Рымнике сказались на ходе всей кампании. Русские войска осенью 1789 г. освободили от турок все пространство до Дуная с крепостями Гаджибеем, Паланкой, Анкерманом, Бендерами, австрийцы взяли Будапешт и Белград. Успешное взаимодействие России и Австрии показало, что европейские государства могут сообща противостоять турецкой экспансии, одерживая победы на полях сражений. Поэтому битва при Рымнике была не только военным триумфом, но и возможным залогом укрепления политического союза русской и европейских христианских монархий в борьбе против общих противников, в числе которых в том же году началась и "Великая Французская революция". К сожалению, этот возможный союз христианских монархов всегда оказывался недолговечным... (См.: "Священный Союз" монархов России, Австро-Венгрии и Германии в 1815 г. и "Союз трех Императоров" в 1873 г.)

Сражение при Рымнике. 11 сентября 1789. Гравюра Х.Г. Шютца

Сражение при Рымнике. 11 сентября 1789. Гравюра Х.Г. Шютца

Постоянный адрес страницы: https://rusidea.org/25092405

Оставить свой комментарий

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подпишитесь на нашу рассылку
Последние комментарии

Этот сайт использует файлы cookie для повышения удобства пользования. Вы соглашаетесь с этим при дальнейшем использовании сайта.