11.09.2008       0

Умер в Париже художник Константин Алексеевич Коровин


11.9.1939. – Умер в Париже художник Константин Алексеевич Коровин

Константин Алексеевич Коровин

Константин Алексеевич Коровин. Портрет работы В.А.Серова (1981)

Константин Алексеевич Коровин (23.11.1861–11.9.1939) – живописец, театральный художник и педагог. Родился в Москве в старообрядческой купеческой семье. Его отец Алексей Михайлович окончил университет, а мать Аполлинария Ивановна, происходила из рода дворян Волковых. Она рисовала акварелью, играла на арфе и привила детям любовь к искусству. В четырнадцать лет Константин поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества, после двух лет обучения в 1876 г. перешёл на отделение живописи, где учился у А.К. Саврасова, затем у В.Д. Поленова. Одно время поступил в петербургскую Академию художеств, но вскоре разочарованный покинул ее, вернувшись в московское училище.

Коровин учился у Саврасова находить во внешне незаметных уголках природы скрытую поэзию, лирику, учился верно схватывать и эмоционально передавать ощущение жизни в пейзаже. Поленов стал рассказывать ученикам о новом искусстве импрессионистов, которое Коровину оказалось очень близко – особенно после поездок в Париж в 1887 и 1892 гг., в результате которых было написано много романтичных парижских пейзажей. В отличие от множества хаотичных мелких мазков французских импрессионистов палитра первого видного русского импрессиониста Коровина чиста и лаконична, краски сверкают, серебристые тона сообщают всему светоносность и воздушность в единой цветовой гармонии.

Однако увлечение импрессионизмом затруднило его официальное признание в академических кругах. В 1884 г. Коровин получил звание "неклассного" художника, а высшее звание "классного" художника все же не получил, как и его товарищ по училищу Левитан. Однако оба художника благодаря Поленову познакомились со знаменитым меценатом С.И. Мамонтовым и в конце 1884 г. вошли в его кружок, где ценилось русское народное творчество. Здесь началась деятельность Коровина как театрального декоратора.

В 1888 и 1894 гг. Коровин вместе с другом-художником В.А. Серовым путешествует по Северу. Путешествие это было организовано Мамонтовым, прокладывавшим Северную железную дорогу и мечтавшим о промышленном использовании природных богатств Заполярья. Произведения обоих художников должны были познакомить общество красотой природы арктического края. Художники побывали в Архангельске, Мурманске, на Новой Земле и на побережьях Северной Двины, заезжали в Норвегию и Швецию. Пораженный величественной и могучей красотой Севера Коровин восклицает: «Какой чудесный край, Север Дикий! И ни капли злобы здесь нет от людей. И какой тут быт, подумай, и какая красота!.. Я бы хотел остаться здесь навсегда». В этот период Коровин создает примечательные картины "Ручей святого Трифона в Печенеге" (1894), "Гаммерфест. Северное сияние" (1894-1895), "Мурманский берег" (1894), "Зима в Лапландии" (1894), "Северная идиллия" (1886).

В 1890-х гг. под впечатлением архитектуры русского Севера Коровин оформляет павильон Северной железной дороги, построенный по его проекту в Нижнем Новгороде. В 1900-х Коровин как театральный художник создает эскизы костюмов и декорации к различным пьесам, операм и балетам Большого театра, Мариинского театра, театр Ла Скала в Милане. В их числе спектакли "Фауст" (1899), "Конёк-горбунок" (1901), "Садко" (1906). Театр помог Коровину выработать на основе различных тенденций, бытовавших в декоративном искусстве, свой индивидуальный стиль "декоративного импрессионизма". В этой деятельности он подружился с певцом Ф.И. Шаляпиным, для которого сделал костюм Царя Иоанна Грозного в опере Н.А. Римского-Корсакова "Псковитянка".

Для Всемiрной выставки в Париже в 1900 г. Коровин создал Кустарный отдел Русского павильона, так называемую "Русскую деревню" в виде сказочного городка, и выполнил с помощью Николая Клодта тридцать панно для павильонов Сибири, Крайнего Севера и Средней Азии. Работы для Парижской выставки принесли Коровину большой успех в Европе, где галеристы и музеи стали выставлять и приобретать его картины. Он стал кавалером французского ордена Почетного легиона, получил на выставках две золотые медали и несколько серебряных. После этого живопись Коровина наконец обретает официальное признание и на родине.

С 1901 г. Коровин стал преподавателем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. На протяжении десятилетий он участвовал в выставках художников разных направлений и объединений – передвижников (хотя и не находил с ними достаточного взаимопонимая в силу своей "аполитичности"), "Мiра искусства", "Союза 36", Союза русских художников. В 1905 г. Коровина избирают академиком.

Во время Первой мiровой войны Коровин не изменяет своих "аполитичных" художественных принципов, считая, что и в годины бед он должен оставаться верен своему прославлению красоты жизни. В то же время он работает консультантом по маскировке в штабе русской армии.

В 1917 г. революционные события Февраля и Октября нарушили душевное равновесие художника. «И хотя его избрали в апреле 1917 года в Комиссию художников при Комиссаре над бывшим Министерством Императорского двора, а в 1918 г. он вошел в состав "Отдела пластических искусств", комиссии по охране памятников искусства и старины при Совете рабочих и крестьянских депутатов, одновременно став членом коллегии художников театра, – это все его тяготило», – пишет его биограф. – «Боже, как надоела политика!» - восклицает Коровин в одном из писем. Его Училище живописи, ваяния и зодчества вместе со Строгановским училищем реорганизовалось в "Свободные художественные мастерские". Коровин избран на должность руководителя мастерской. Он занимается вопросами сохранения памятников искусства, организует аукционы и выставки. В то же время Коровин подвергается яростным нападкам со стороны левых художников как представитель буржуазного искусства. Особенно усердствовали в этом деле В. Маяковский и Давид Штеренберг. И в конце 1919 г., сославшись на болезнь сердца, мастер отказался от преподавания.

Нужда, свои болезни и болезни сына и жены, а также постоянные нападки со стороны левых активистов заставили Коровина в конце 1922 г. под предлогом устройства персональной выставки уехать во Францию, откуда он уже не вернулся в Советскую Россию. Жизнь художника в эмиграции не была легкой ни в материальном отношении (художественные вкусы Европе уже изменились), ни в душевном. Он тосковал по России, и эту ностальгию не скрашивал бурный Русский Париж с его бурной культурной и политической жизнью.

Фото 1939 г.

 

Наряду с даром живописца Константин Алексеевич обладал и литературным талантом. Когда из-за утраты зрения ему пришлось отказаться от живописи, он стал писать рассказы. Многие из них автобиографичны, он вспоминал свою жизнь в России, детство, годы ученичества в Москве, учителей, друзей, работу в театре; и через все написанное им красной нитью проходит тоска по родной земле. Веселость и молодечество, о которых часто писали эмигрантские друзья Коровина, были напускными. В 1939 г. в Париже была издана его книга "Шаляпин. Встречи и совместная жизнь".

11 сентября 1939 Коровин внезапно скончался в Париже на улице от сердечного приступа. Могилой его стала чужая земля парижского Бийанкурского кладбища.

Большое количество работ Коровина хранится в Русском музее. Имеется также фильм о творчестве живописца производства Русского музея.

 

Использованы материала сайта http://kkorovin.ru/.

 


Гаммерфест. Северное сияние. 1894-1895

Постоянный адрес страницы: https://rusidea.org/25091108

Оставить свой комментарий

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подпишитесь на нашу рассылку
Последние комментарии

Этот сайт использует файлы cookie для повышения удобства пользования. Вы соглашаетесь с этим при дальнейшем использовании сайта.