05.09.2007       0

Память священномучеников еп. Селенгинского Ефрема (Кузнецова) и прот. Иоанна Восторгова – в числе первых жертв декрета о терроре


23.08.1918 (5.09). - Память священномучеников еп. Селенгинского Ефрема (Кузнецова) и прот. Иоанна Восторгова – в числе первых жертв декрета о терроре

Духовник-мученик Черной Сотни

Священномученик Иоанн ВосторговСвященномученик Иоанн Восторгов (20.01.1864–5.09.1918) – родился в кубанской станице в семье священника. В 1887 г. окончил Ставропольскую Духовную семинарию. В 1887–1889 гг. – надзиратель и учитель русского и церковнославянского языков в Ставропольском духовном училище. С августа 1889 г. в священном сане служил в Ставропольской епархии. С 1897 г. – в Грузии, где он стал епархиальным наблюдателем церковно-приходских школ всего Грузинского экзархата. Воздавая должное его миссионерским трудам, тогдашний Экзарх Грузии Флавиан 6 января 1901 г. возвел о. Иоанна в сан протоиерея. 13 февраля 1901 года к его обязанностям добавилось редактирование журнала "Духовный вестник Грузинского экзархата".

В 1901 г. о. Иоанн был направлен в Персию для инспекции дел Российской Православной духовной миссии и ревизии состоящих при миссии школ. Во время этой командировки о. Иоанну удалось достичь воссоединения с Православной Церковью трех епископов-несториан.

Уже в эти годы отец Иоанн получил известность как яркий и талантливый проповедник. С июня 1906 г. был переведен в Московскую епархию на должность проповедника-миссионера с правами противосектантского епархиального миссионера и объездил с проповедями всю Россию вплоть до Тихого океана, особое внимание уделяя нуждам переселенцев в Сибирь. Как пастырь он стремился к единому охвату всех аспектов церковной, государственной, общественной и семейной жизни; видел свою задачу в том, чтобы дать и политическим событиям ежедневной жизни осмысление, согласное с духом Евангелия.

Его усилия и таланты находили должную поддержку св. Иоанна Кронштадтского и К.П. Победоносцева. В 1906 г. о. Иоанн стал членом Предсоборного Присутствия при Св. Синоде. С октября 1907 г. синодальный миссионер-проповедник при Св. Синоде. В 1908 г. – участник IV Всероссийского миссионерского съезда в Киеве. В том же году был принят Императором Николаем II. С 1909 г. – заведующий московскими пастырскими курсами. Настоятель Князе-Владимірской церкви при Московском епархиальном доме. Протоиерей Восторгов был в составе делегации, которая в 1911 г. в итальянском г. Бари, где почивают мощи святителя Николая Чудотворца, приобрела участок земли для Русского подворья и паломнической гостиницы. В 1913 г. основал в Москве Женский богословский институт.

Помимо церковного миссионерского служения о. Иоанн был видным духовником и руководителем черносотенных организаций. С началом революционной смуты 1905 г. – он один из руководителей Русской монархической партии (осенью 1907 г. возглавил ее), а также член Московского отдела Союза Русского Народа. На  Третьем Всероссийском Съезде Русских Людей в Киеве (1–7 октября 1906 г.) он произнес примечательную речь о роли духовенства в истории Отечества на примере святителей Московских: «Все, что не народно и не патриотично, должно оставить ряды служителей Церкви, уйти из ее священной дружины, чтобы не смущать боголюбивого и царелюбивого народа Русского».

Борьбу с революцией о. Иоанн провозгласил священным долгом каждого пастыря. К сожалению, немало архиереев пытались подавить подобную активность черносотенного духовенства, утверждая, что "Церковь вне политики". Однако в январе 1909 г. протоиерею Иоанну удалось отстоять в Св. Синоде необходимость участия духовенства в правых организациях. Отца Иоанна в этом поддержал сам Государь, наградив орденом Св. Владиміра 3-й степени и подарив монархическим союзам Москвы свой портрет.

Невозможно перечислить все, что сделал о. Иоанн для многих организаций черносотенного движения в эти годы, порою подвергаясь клевете, борясь с амбициями некоторых вождей-соратников и побуждая их к единению усилий. Тогда это нередко удавалось, ибо все были все же православными членами Церкви.

Однако в 1913 г. Синод принял губительное для черносотенного движения (и без того расколотого) решение, запрещающее лицам духовного звания руководить деятельностью политических партий и движений. Политическая деятельность о. Иоанна стала невозможна. Тем не менее при его редакторском и авторском участии выходил целый ряд православно-монархических изданий в Москве: газета "Церковность", "Московские церковные ведомости" и многие другие.

В мае 1913 г. он был назначен настоятелем Покровского собора (храма Василия Блаженного) в Москве – храма-алтаря Красной площади. Вскоре разразилась война, и из западных областей России в Москву были эвакуированы св. мощи мученика Гавриила Белостокского, от жидов умученного. Они были помещены в собор к протоиерею Иоанну.

Февральская революция вызвала у пастыря-черносотенца естественное желание сопротивления. Но его призывы в том всеобщем умопомрачении никто не поддержал, даже Синод признал Временное правительство. Затем власть захватили богоборцы-большевики. Что было делать? Продолжать борьбу уже против них за Церковь.

Протоиерей Иоанн был участником церковного Поместного Собора, на котором сразу заявил себя противником большевицкой власти. Во всю мощь своего проповеднического опыта отец Иоанн обличал большевиков и в церковных проповедях, и на молебнах, которые каждое воскресенье служил на Красной площади. Особое значение его службам придавало то, что в соборе Василия Блаженного находились мощи св. мученика младенца Гавриила, ритуальной жертвы жидов-христоненавистников. 3 мая 1918 г. (н. ст.) о. Иоанн отслужил молебен св. Гавриилу, а 30 мая был арестован в своей квартире вместе с епископом Селенгинским Ефремом (Кузнецовым) по вздорному обвинению в незаконной сделке с недвижимостью. Настоящей же причиной ареста были "антисемитские" проповеди, за которыми давно следили местечковые чекисты.

После убийства Моисея Урицкого и покушения на Ленина (Бланка) 5 сентября большевики декретом объявили начало красного террора. Это было прежде всего объявление всероссийского уничтожения "антисемитов"-черносотенцев по заготовленным спискам. И первыми символично-показательными жертвами "красного террора" стали видные деятели царской России, в числе которых был любимый народом о. Иоанн Восторгов.

23 августа (5 сентября) 1918 г. недалеко от Московского городского Братского кладбища были расстреляны епископ Селенгинский Ефрем (Кузнецов), протоиерей Иоанн Восторгов, председатель Государственного Совета Иван Григорьевич Щегловитов, министры внутренних дел Николай Алексеевич Маклаков и Алексей Николаевич Хвостов и сенатор Степан Петрович Белецкий.

В эмигрантском монархическом журнале "Двуглавый орел" в 1922 г. был напечатан отрывок из воспоминаний одного эсера, сидевшего в это время в Бутырской тюрьме и встретившегося там с человеком, который был свидетелем расстрела монархистов. «По просьбе о. Иоанна Восторгова палачи разрешили всем осужденным помолиться и попрощаться друг с другом. Все встали на колени, и полилась горячая молитва несчастных смертников, после чего все подходили под благословение Преосвященного Ефрема и о. Иоанна, а затем все простились друг с другом. Первым бодро подошел к могиле протоиерей Восторгов, сказавший пред тем несколько слов остальным, приглашая их с верою в милосердие Божие и скорое возрождение Родины принести последнюю искупительную жертву. "Я готов", – заключил он, обращаясь к конвою. Все стали на указанные им места. Палач подошел к нему со спины вплотную, взял его левую руку, завернул за поясницу и, приставив к затылку револьвер, выстрелил, одновременно толкнув отца Иоанна в могилу. Другие палачи приступили к остальным своим жертвам». Свидетель рассказывал, что палачи «высказывали глубокое удивление о. Иоанну Восторгову и Николаю Алексеевичу Маклакову, поразивших их своим хладнокровием пред страшною, ожидавшею их участью» ("Двуглавый орел". 1922. № 31).

Так окончил свой земной путь мужественный проповедник, один из вождей Черной Сотни митрофорный протоиерей Иоанн Восторгов. Он «представлял собою тип священника допетровской эпохи, то есть того времени, когда и епископы, и иереи не ограничивались богослужением, но своим благодатным влиянием охватывали и все отрасли семейной, общественной и государственной жизни», – пишет прот. Михаил Польский в книге "Новые мученики Российские". В 1981 г. о. Иоанн был причислен к лику святых Русской Зарубежной Церковью, в 2000 г. – Московской патриархией.

Проповеди и статьи прот. Иоанна Восторгова, опубликованные в его пятитомном собрании сочинений до революции, в 1990-е гг. были переизданы в России по благословению митрополита Иоанна (Снычева).

Использован материал:
http://www.rusk.ru/st.php?idar=4798

О Святой Руси

«Русь выделена из мира, избрана для особой великой цели хранения и распространения неповрежденной истины веры; она посвящена Богу и Его мироправящему Промыслу. И в своих исторических судьбах, – преемствуя древней православной Византии и ее мировому призванию и значению; и в своем племенном составе, – претворяя в себе и насыщая духом христианства многочисленные народности; и в своем географическом положении – на грани двух миров, двух частей света, двух цивилизаций, – Русь Святая одна может быть орудием этого Промысла для мировых событий и мировых велений. Сознает ли народ такое свое значение? Он проявляет его не в ясно выраженных положениях, не в строго определенных словесных формулах; он носит его в глубине духа, проявляет во всем жизненном укладе, выражает иногда в трогательных и глубоких символах...

Пусть же русский народ останется верным своим прирожденным и тысячелетней жизнью в Церкви воспитанным свойствам, пусть он пребудет у ног Христовых, пусть не отпадает от взлелеянного веками и бесконечно дорогого ему образа жизни и того конечного ее стремления, которое он выразил в именовании своем: Русь Святая. Другие народы дали изобретателей, другие народы создали ту картину внешней жизни, которая теперь так привлекает и соблазняет многих: хорошие дома, племенной скот, разделанные пашни, довольство и сытость. Пусть русский народ и все это обретет, но пусть останется при своей уже приобретенной славе: он дал и воспитал святых, ведомых и прославленных во множестве, и еще в большем множестве незримых и миру неведомых, но оставивших и давших жизни русской и стремлениям русских людей особый самобытный и пропитанный религиозно-нравственными запросами и интересами отпечаток, строй и быт...

Только в ее [Руси] святости – посвященности Богу, только в ее Православии и слиянии с Церковью Христовой могут быть осмыслены, и возвышены и укреплены вечным освящением и силою и образ ее государственного строения – Самодержавие, и ее национальные, как особливой русской народности, задачи, интересы и стремления».

«Русский народ... знал и знает, ценил и ценит по достоинству свое сокровище, свое Православие: им он определяет свое самосознание... В таком именно самосознании и есть залог и сила объединения русского народа: русские люди и доселе, обращаясь друг к другу, к "м¡ру", к обществу, называют собратий своих не гордым европейским именем: "господа", не пошлым теперь словом: "товарищи", а святым и вечным и единственно у нашего народа возможным и существующим наименованием: "православные"».

Прот. Иоанн Восторгов. 1908 г.

Постоянный адрес страницы: https://rusidea.org/25090507

Оставить свой комментарий

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подпишитесь на нашу рассылку
Последние комментарии

Этот сайт использует файлы cookie для повышения удобства пользования. Вы соглашаетесь с этим при дальнейшем использовании сайта.