23.07.2007       2

Подписание Кючук-Кайнарджийского мира, завершившего русско-турецкую войну 1768-1774 гг. Возвращение Россией Черноморского побережья и присоединение Северного Кавказа.


10.07.1774 (23.07). – Подписание Кючук-Кайнарджийского мира, завершившего русско-турецкую войну 1768-1774 гг. Возвращение Черноморского побережья и присоединение Северного Кавказа.

Кючук-Кайнарджийский мирный договорКючук-Кайнарджийский мирный договор завершил русско-турецкую войну 1768-1774 гг. в царствование Императрицы Екатерины II. Основной целью этой войны со стороны России было возвращение утраченного в XIII в. выхода к Чёрному морю. Турция рассчитывала расширить свои владения в Причерноморье и на Кавказе и захватить Астрахань. Антирусские силы в Польше также стремились заключить союз с Турцией и натравить ее на Россию.

События развивались следующим образом. В конце сентября 1763 г. в Польше умер король Август III и начались обычные раздоры партий. В числе других держав в выборы короля вмешалась и Россия, и в 1764 г. был избран её кандидат – Станислав Понятовский. Русские войска были введены в Польшу, фактическим правителем которой стал русский посланник в Варшаве князь Н.В. Репнин. Для противодействия русскому влиянию в 1768 г. была образована конфедерация, вступившая в борьбу с русскими войсками. Находясь в затруднительном положении, конфедераты обратились за помощью к Турции. Были собраны большие деньги и драгоценности для подкупа влиятельных лиц в Константинополе. Французское правительство деятельно поддерживало ходатайство поляков и употребляло всевозможные меры, чтобы поссорить Турцию с Россией.

Во время боевых действий против польской конфедерации, отряд находившихся на русской службе казаков, преследуя польские повстанческие силы, вошёл в город Балта на территории Османской империи. Это стало поводом для султана Мустафы III, чтобы объявить России войну 25 сентября 1768 года. В январе 1769 г. противник начал боевые действия: татары произвели набег в Новороссию, но были отброшены.

В надежде на поддержку России восстали против турок порабощенные христиане Балканского полуострова: в Черногории, Албании, Боснии, Герцеговине и Македонии. Для Екатерины II это стало дополнительным поводом для начала боевых действий в апреле 1769 г. Тем более, что турки угрожали Молдавии, и молдавский епископ Досифей просил русских поспешить в Молдавию для принятия её в российское подданство.

В ходе войны русскими войсками под командованием генерала-фельдмаршала П.А. Румянцева были одержаны впечатляющие победы над превосходящими армиями противника при Рябой Могиле, Ларге, Кагуле и др. Исход военных действий предопределило сражение при Козлуджи, где одним из командующих был А.В.Суворов. Результатом войны стало вхождение в состав Российской империи Новороссии, Крыма и северного Кавказа.

Договор был подписан 10 июля 1774 г. в ставке главнокомандующего русской армией П.А. Румянцева в деревне Кючук-Кайнарджи (ныне близ Силистрии в Болгарии). Договаривающиеся стороны уполномочили к заключению договора «графа Петра Румянцова, генерал-фельдмаршала, предводящего армией, малороссийского генерал-губернатора, Коллегии малороссийской президента и орденов Св. апостола Андрея, Св. Георгия, Св. Александра Невского и Св.Анны кавалера; а его султаново в-во верховного Блистательной Порты везира, Муссун-Заде Мегмет-Пашу».

Договор подтвердил территориальные завоевания России, установленные Белградским мирным договором (1739). Турки затягивали ратификацию договора, стараясь добиться пересмотра условий, касающихся в первую очередь Молдавии. В этом их поддерживали европейские державы, обеспокоенные усилением влияния России. Тем не менее все были вынуждены признать этот договор, который утвердил «для вечного мира между империей Всероссийской и Портой Оттоманской нижеследующие артикулы», вкратце:

– побережье Черного моря с крепостями Керчь, Еникале, Азов и Кинбурн переходило в «вечное и непрекословное владение Российской империи»;

– независимость от Османской империи Крымского ханства; Кабарда (в то время понятие Кабарда включало в себя территорию Северной Осетии) и «все татарские народы: крымские, буджатские, кубанские, едисанцы, жамбуйлуки и едичкулы, без изъятия от обеих империй имеют быть признаны вольными и совершенно независимыми от всякой посторонней власти, но пребывающими под самодержавной властью собственного их хана чингисского поколения, всем татарским обществом избранного и возведенного, который да управляет ими по древним их законам и обычаям, не отдавая отчета ни в чем никакой посторонней державе», – что в данном положении означало их благорасположенность к России и тесную связь с нею;

– Молдовия и Валахия получили автономию, за Россией признано право защиты христиан в дунайских княжествах; на возвращаемых туркам завоеванных русскими территориях «христианский закон не будет подвержен ни малейшему притеснению, так как и церкви оного, ниже будет препятствовано к перестроиванию или поправлению оных; люди же, в них служащие, равным образом не имеют быть оскорбляемы, ниже притесняемы»;

– «Российскому высочайшему двору, по праву других держав, позволяется, кроме домашней в доме министра церкви, воздвигнуть в части Галата, в улице Бей Оглу называемой, публичную греко-российского исповедания церковь, которая всегда под протекцией оной империи министров остаться имеет и никакому притеснению или оскорблению подвержена не будет»;

– «Как духовным, так и светским Российской империи подданным да позволится свободно посещать святой град Иерусалим и другие места, посещения достойные, и от подобных странствующих и путешественников да не будет требовать ни в Иерусалиме, ни в других местах, ниже на пути от кого бы то ни было никакой харач, подать, дань или другие какие налоги; но сверх того да будут они снабжаемы надлежащими пашпортами и указами, которые прочих дружеских держав подданным даются. Во время же пребывания их в Оттоманской империи да не будет учинено им ни малейшей обиды, ниже оскорблений, но да будут они со всей строгостью законов защищаемы»;

– русские торговые корабли получили свободу плавания по Черному морю, право прохода через проливы Босфор и Дарданеллы и те же привилегии в турецких водах, что и французские и английские суда.

С этого договора начинается постепенное ослабление Османской империи, сокращение ее работорговли русскими рабами через черноморские порты и возрастание влияния России также и на Балканском полуострове. Усилилось национально-освободительное движение народа Молдавии. Последовал ряд обращений Молдавского княжества к России с просьбами защиты, контроля выполнения обязательств Османской империи и поддержки молдаван в расширении автономии. Россия подняла вопрос о статусе княжества и, чтобы положить конец противодействию западных держав, в марте 1779 г. была принята Айналы-Кавакская конвенция, объявленная частью Кючук-Кайнарджийского договора.

Айналы-Кавакская конвенция подтверждала юридическую силу Кючук-Кайнарджийского договора и перечисляла обязательства Османской империи перед Молдавией. Княжеству были возвращены 15 сел; молдавские представители в Константинополе получили дипломатическую неприкосновенность; турки обещали не покушаться на свободу христианского вероисповедания. Условия договора не могли быть отменены султаном или его преемниками. Мирный договор предусматривал и учреждение российского консульства для Молдавии, Мунтении и Бессарабии. Оно было учреждено в Бухаресте в декабре 1779 г., хотя начало работу только 1782 г. из-за противодействия западных стран.

Подписание Кючук-Кайнарджийского договора и последующих соглашений послужило в дальнейшем и долгожданному вхождению Молдавии в состав Российской империи под ее защиту.

См. историю всех русско-турецких войн в статье о первой из них.

Включение Кабарды в состав Российской империи

В XVI-XVIII веках понятие Кабарда (или под другим названием Черкесия) включало в себя обширную территорию Северного Кавказа, включая нынешние Карачаево-Черкесию и Осетию, причем население этих территорий было в значительной мере христианским. Далее приводим отрывки из книги черкесского эмигрантского автора Рамазана Трахо (1914-1964).

С середины XVI века Черкесия вступает в решающую эпоху своей истории: христианские, окруженные вместе с Грузией со всех сторон мусульманским тюрко-монгольским миром, обе страны ищут союза с Москвой и устанавливают дружеские отношения с ней. Непосредственным поводом к этой политике черкесов была постоянная угроза со стороны Крыма и Турции.

Турция, действовавшая через своего вассала, имела виды на Северный Кавказ: через Крым она стремилась распространить свое владычество на Черкесию, как через Баку и Дербент она хотела это сделать в отношении Дагестана. Соединение этих двух оконечностей должно было сделать ее повели­тельницей Кавказа и позволить ей движение к Астрахани и Казани, от которых она не собиралась отказываться после их завоевания Московским царством. И тогда черкесы и дагестанские шамхалы об­ратили взоры на Север, как это делала и Грузия.

Черкесы и грузины, кроме того, предприняли свои дипломатические шаги по отношению к Москве совместно. Грузия иногда давала дипломати­ческие поручения в Москву черкесской делегации. Часто в составе грузинской делегации в Москву оказывался в свою очередь черкес. Так, например, в 1586,1588, 1589, 1590, 1591,1594 и 1595 гг. таковым был Хуршит «черкашеник».

Так, еще до падения Астрахани, в ноябре 1552 г., прибыли в Москву «черкесские государи князи ‒ князь Магаушко с братьею и с людьми ‒ просить Царя Ивана Грозного, чтобы он вступился за них... Они были от Черкесии Пятигорской».

Вместе с царским послом Андреем Щепотевым деле­гация вернулась домой в августе 1553 г. В августе же сле­дующего года царский посол Щепотев вернулся в Москву в сопровождении новых черкесских делегатов: князей Сибока и брата его Ацимгука, Кудадыка (сына Сибока) и князя Тутарыка Ельбузлуева.

Их миссия была испросить помощь «на Турского го­рода, на Азов и на Крымского». Речь шла об опорных пунктах, которые были постро­ены Турцией на Черноморском побережье. Царь отказал в помощи против Турции. Что касается «Крымского», Царь охотно шел на союз против него.

Этот союз оказался действенным: когда в 1556 г. рус­ские атакуют Ислами-Кирмен, черкесы нападают с тыла на Крым. Когда хан Девлет Гирей идет войной против чер­кесов, русские войска обрушиваются на Крым и вынужда­ют хана вернуться назад.

В июле 1557 г. мы видим кабардинское посольство во главе с князем Канкличем (Кличем) Кануко в Москве. Посольство это «било че­лом от имени князя Темрюко (Кемиргоко) и Тазрета». Де­легация говорила также и от имени грузинского царя, объяснив, что вместе с кабардинцами-черкесами «в одной правде и заговоре» и «иверский князь и вся земля Иверская и только царь окажет помощь против недругов их, то вместе с ними, кабардинцами, бьют челом и грузинцы, чтобы царь их тоже пожаловал и учинил помощь против их врага».

Еще раньше Московское духовное управление посылало в Западную Черкесию священников, чтобы бороться против крымских попыток внедрить здесь Ислам. На этот раз Москва послала с Ка­нуко священнослужителей-миссионеров в Кабарду.

В 1558 г. и черкесы и русские предпринимают поход против Крыма и против Литвы. В Москве при дворе Царя, окруженные почестями, живут черкесские князья Алек­сандр, Тохта (шурин Крымского хана) и др.

В 1560 г. Царь посылает снова миссию в Черкесию во главе с князем Вишневецким. С нею едут и черкесские князья, жившие в Москве: Иван Башик и Василий Сибок. Женитьба в 1561 г. Ивана Грозного на Марии, дочери князя Кемиргоко, окончательно скрепила русско-кабардинские связи. Особенно важным по последствиям было сооружение крепости на Тереке. Вес­ной 1563 г. Иван IV прислал в Кабарду к Кемиргоко воевод и 1000 стрельцов и воеводы «де пришед к Темрюку князю город поставили и Темрюк де в городе сел, а хощет де с московскими людьми итти на Сибока да на Кануко». Причиной междуусобий было нежелание других чер­кесских князей признать верховенство над собой Кемиргоко. Вражда между черкесскими князьями вылилась в от­крытую войну, но она окончилась победой Кемиргоко.

Черкесский историк пишет: «Всё это послужило основанием для большевиков через 400 лет утверждать, что Кабарда 400 лет тому назад добровольно присоединилась к России. Однако в учебниках истории СССР, изданных до 1951-1952 гг. версия о «добровольном» присоединении Кабарды к России не упоминается» ‒ это был военно-политический союз.

Фактическое присоединение Кабарды (Черкесии) к России произошло по Кучук-Кайнарджийскому миру (1774).

В 1569 г. турецкий султан Селим II начал похода на Астра­хань и прорытие канала между Доном и Волгой, чтобы преградить спуск Московии к Северному Кавказу и уста­новить морское сообщение с Персией, против которой во­евала Турция. Это была первая русско-турецкая война. В поражении турок немалую роль играли кабардинцы и запорожские казаки из города Черкасы, действовавшие вместе с русскими (Остатки этих казаков основали Новочеркасск на Дону). Однако дальнейшие неудачи Москвы по­дорвали влияние и престиж Царя Ивана Грозного на Се­верном Кавказе.

Русско-кабардинские отношения несколько улучшились при его сыне Царе Федоре Иоанновиче в результате прибытия в Москву, в январе 1588 г., делегации от имени князя Камбулата и других кабардинских князей. Через делегацию царь послал особую грамоту к чер­кесскому народу и заверял, что он его землю в «оборону взял». Кроме того, была удовлетворена просьба делегации о постройке города на устье Терека (Новый город назы­вался «Терка» или «Терский Город», или еще «Тюменский Новый Город», «Тюменский Острог на Тереке»). Старый город стал известен под именем «Сунжа» или «Сунжине Городище».

Связь черкесов с Москвой продолжается и при Борисе Годунове. Но в 1601 г. терские воеводы пишут царю, что «Солох, князь кабардинский и все кабардинские черкесы Тебе, Государю, не служат, и не прямят».

Это им не помешало, однако, послать делегацию в Москву в 1603 г., так как внутреннее положение в Черкесии в это время было крайне напряженным. Вражда между феодальными князьями приняла острые формы, в особенности между князьями Солохом и Айтеком, с одной стороны, и князем Алкасом, с другой.

Крымские ханы воспользовались в свою очередь смутным временем в Московии, чтобы устранить русское влияние в Черкесии. Так, в 1607-1608 гг. хан Казы Гирей проводит всю зиму в Черкесии, стараясь вовлечь ее в орбиту Турции или привлечь ее на свою сторону. Но хан не добился другого результата, кроме обещания черкесов, что он найдет у них убежище, если он будет свержен с трона.

После Смутного времени интерес Москвы к Кавказу упал. За все время до Петра I не видно ни одного политического или важного акта между двумя странами. Черкесия была спокойна, если не считать стычек с ногай­цами и с крымцами, с калмыками и казаками.

Использованы отрывки из книги Рамазана Трахо «Черкесы», изд. 1992.

Вхождение Осетии в состав Российской империи

Герб ОсетииТерритория Северного Кавказа была заселена племенами аланов с первого века поле Р.Х. В Х веке – это уже христианская страна, которая имеет торговые отношения с Киевской Русью, Грузией, Византией. В последующие века она подвергалась агрессии со стороны соседних стран и народов, в том числе и монголо-татар, затем турок. Будучи христианами, осетины искали защиты у России.

В архиве Министерства иностранных дел России сохранился фонд "Осетинские дела". Он составляет тысячи страниц, освещающих деятельность осетинского посольства. Сохранились и документы Первой и Второй Осетинских духовных комиссий в архивах Петербурга, Москвы, Астрахани и Тбилиси. Резиденция первой Осетинской духовной комиссии находилась в Моздоке, а второй – в Тбилиси. Они относятся к периоду 1742–1861 гг. В многочисленных исторических документах того времени Осетию никто не делил на южную и северную части нет понятий "Северная Осетия" или "Южная Осетия". В них везде речь идет об единой Осетии.

Еще в 1742 г. грузинские священники Иосиф и Николай из Москвы в челобитной сообщали Императрице Елизавете Петровне о том, что осетины свободный народ «понеже как турки, как и персяне, никто ими не владеет». Грузинский игумен Христофор в декабре 1743 г. в донесении коллегии иностранных дел сообщил, что Осетия раньше находилась под «владением грузинского царя, но в 1453 г. в связи с усилением Турции и Персии Грузия потеряла независимость, и осетины с того времени остались в своей воле».

Первая Осетинская духовная комиссия была организована в 1745 г. синодом и сенатом России по инициативе грузинских духовных лиц. Из Грузии в Россию тогда ездили только через территорию Осетии. Поэтому грузинские государственные и духовные деятели были заинтересованы, чтобы осетины вошли в состав Российского государства. Организация первого осетинского посольства в Петербурге была поручена руководителю Первой Осетинской духовной комиссии архимандриту грузину Пахомию, который 25 сентября 1749 г. с пятью осетинскими старейшинами выехал из Осетии в С.-Петербург.

Нормальной работе осетинских послов в России мешали грузинские князья, претендовавшие на крестьян Южной Осетии. Но грузины в миссии сами отвергли их притязания, заявив, что без ведома России они не правомочны решать этот вопрос.

Правительство России до организации Первой Осетинской духовной комиссии и Осетинского посольства в сороковых годах XVIII века окончательно выяснило с помощью грузин, кабардинцев и своих людей то, что Осетия не входила в состав или под протекторат других стран. По этому вопросу руководитель коллегии Министерства иностранных дел Бестужев-Рюмин, 9 января 1748 г. в своем докладе о политической независимости осетин сообщил правительству России: «Осетинский народ... в Кавказских горах между обеими Кабардами в пограничности к Грузии живущий, вольной есть и ни у кого в подданстве не состоящий...» Потому после захвата Грузии Турцией и Персией и разделение оной между ними, осетинский народ, яко вольный и никому не подлежащий, в постановленных у Российской империи с Оттоманскою Портою и Персиею мирных трактатах не упоминается.

В июне 1750 г. руководитель Осетинской духовной комиссии грузин Пахомий также доложил русским властям, что «осетины не подвластны грузинским князьям, так как последние сами находятся в зависимости от Персии и Турции».

В декабре 1751 г. осетинских послов приняла Императрица Елизавета Петровна. Послы просили присоединения Осетии к России, разрешения осетинам переселяться в низменные районы Северного Кавказа и беспошлинную торговлю с русскими городами. Последние два вопроса были решены положительно. С решением первого вопроса правительство России воздержалось, опасаясь осложнить свои отношения с Турцией и Ираном.

Собрание Сената заявило осетинским послам, чтобы они старались «других осетин склонять к российской стороне и принятию святого крещения».

В 1759 г. один из князей Малой Кабарды — Кургока Кончокин принял крещение (новое имя — Андрей Иванов (Кончокин)) и переселился с крестившимися подданными в урочище Мездогу на Тереке. Из числа переселенцев, главным образом крещёных кабардинцев и осетин, была создана горская Моздокская казачья команда, насчитывавшая чуть больше 100 человек. В октябре 1762 г. Сенат направил Императрице Екатерине II доклад о необходимости строительства там крепости. 17 июля 1763 г. к урочищу Моздок для основания новой крепости прибыл отряд российских войск, состоявший из 287 человек регулярных войск и казаков под командованием подполковника Гака. С 1763 по 1765 гг. шло строительство крепости. В 1770 г. в предместье было переселено 517 семей волжских казаков, после чего был создан Моздокский казачий полк Терского войска.

С началом новой войны с турками в 1769 г. русские войска приехали в Цхинвал. Здесь генерал Тотлебен встретился с царями Грузии Ираклием II и Соломоном. Они договорились о совместных действиях против турок. В этой войне на стороне русских и грузин участвовало много воинов из Осетии. Осетины оказали большую помощь русским войскам при переходе через Крестовый перевал. В 1770 г. осетины вновь обратились к русскому правительству с просьбой присоединить их к России. Тогда Россия установила военный караул в Дарьяльском ущелье в осетинском селе Цми. Таким образом Тагаурское общество вошло в состав России.

Подписание Кючук-Кайнарджийского мира завершило русско-турецкую войну 1768-1774 гг.  в царствование Императрицы Екатерины II. Основной целью этой войны со стороны России было возвращение утраченного в XIII в. выхода к Чёрному морю и Северного Кавказа, также бывшего под турецким влиянием.  В числе народов, обретавших независимость от Османской империи, в договоре упоминалась Кабарда (в то время понятие Кабарда включало в себя территорию Северной Осетии). Этот год и считается вхождением Осетии в состав Российской империи. В 1774 г. правительство России поручило Астраханскому губернатору П. Н. Кречетникову поехать в Моздок и принимать посланников Осетии. Кречетников принял в Моздоке осетинские делегации со всех обществ. Все они просили губернатора принять их в состав русского государства.

Источник - ИА ОСинформ

Постоянный адрес страницы: https://rusidea.org/25072306

Оставить свой комментарий
Обсуждение: 2 комментария
  1. blank Инга:

    В 9-ом абзаце данного текста автор, скорее всего, умышленно указал на независимость Крымского ханства только от Османской Порты, переврав даже текст ори-гинала данного мирного договора 1774, утверждённый ещё Екатериной 2-ой, где старорусским языком той эпохи говорится и о независимости от Российской им-перии. Т.е., ханство по договору становилось вполне самостоятельным государством, независимым от обоих сторон. Сдедовательно, автор юридически безграмотен.

  2. blank Администратор - Инге:

    Вы невнимательно прочли 9-й абзац. Во-первых это краткий пересказ содержания договора; во-вторых там говорится, что «все татарские народы: крымские, буджатские, кубанские, едисанцы, жамбуйлуки и едичкулы, без изъятия от обеих империй имеют быть признаны вольными и совершенно независимыми от всякой посторонней власти, но пребывающими под самодержавной властью собственного их хана чингисского поколения, всем татарским обществом избранного и возведенного, который да управляет ими по древним их законам и обычаям, не отдавая отчета ни в чем никакой посторонней державе». - Чем же Вы недовольны?

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подпишитесь на нашу рассылку
Последние комментарии

Этот сайт использует файлы cookie для повышения удобства пользования. Вы соглашаетесь с этим при дальнейшем использовании сайта.