18.07.2007       0

Погиб сверженный в 1741 г. Император Иоанн VI Антонович при попытке его освобождения из Шлиссельбургской крепости


5.07.1764 (18.07). - Погиб сверженный в 1741 г. Император Иоанн VI Антонович при попытке его освобождения из Шлиссельбургской крепости

Иоанн АнтоновичИоанн Антонович (12.8.1740–5.7.1764) был правнуком Государя Иоанна V Алексеевича (брата Петра I) по линии его дочери Екатерины, сыном ее дочери Анны Леопольдовны и принца Антона Ульриха Брауншвейгского. Родившийся в самом конце царствования Анны Иоанновны (также дочери Иоанна V Алексеевича), приходившийся ей внучатым племянником младенец был провозглашен ею наследником Престола. Соответственно после смерти своей двоюродной бабки (17.10.1740) он стал Императором при регентстве Э.И. Бирона, что получило название "Бироновщины". Усилившееся в результате этого немецкое засилье вызвало сильное недовольство и в народе, и в русских придворных кругах. Они-то и привели к власти дочь Петра I – Елизавету Петровну путем гвардейского переворота 25 ноября 1741 г.

Переворот этот не был совсем уж незаконным: из остававшихся потомков Романовых после смерти Петра II (он царствовал по завещанию Екатерины I с 1727 по 1730 гг.; с ним пресеклось мужское потомство Романовых) именно Елизавета как дочь последнего Царя имела наибольшие права на трон, а не приглашенная тогда "тайным советом " из Курляндии племянница Петра I малообразованная Анна Иоанновна (1730–1740) и объявленный затем наследником ее несчастный нерусский внучатый племянник.

Первоначально предполагалось выслать свергнутого с Престола младенца вместе с родителями за границу, но Императрица Елизавета передумала и велела оставить "Брауншвейгское семейство" в России. Было предписано отвезти семью царственных узников в Соловецкий монастырь, но добрались только до Холмогор, где ребенок был изолирован от родителей и в течении 12 лет воспитывался отдельно.

В 1756 г. юношу перевели в Шлиссельбургскую крепость, в которой он содержался в условиях абсолютной секретности: к нему никого не допускали, и его не должен был видеть никто, включая крепостных служителей. Видеть Иоанна могли и знали его имя только три офицера стерегшей его команды; им запрещено было говорить Иоанну, где он находится; в крепость без указа Тайной Канцелярии нельзя было впустить даже фельдмаршала.

С воцарением Петра III инструкция, данная главному приставу Иоанна князю Чурмантьеву, предписывала, между прочим: «Если арестант станет чинить какие непорядки или вам противности или же что станет говорить непристойное, то сажать тогда на цепь, доколе он усмирится, а буде и того не послушает, то бить по вашему усмотрению палкой и плетью». В указе Петра III Чурмантьеву от 1 января 1762 г. повелевалось: «Буде, сверх вашего чаяния, кто б отважился арестанта у вас отнять, в таком случае противиться сколь можно и арестанта живого в руки не давать».

В инструкции, данной по восшествии на престол Екатерины II Н.И. Паниным, которому был доверен ею главный надзор за содержанием шлиссельбургского узника, этот последний пункт был выражен еще яснее: «Ежели паче чаяния случится, чтоб кто пришел с командой или один, хотя б то был и комендант или иной какой офицер, без именного за собственноручным Ея Императорского Величества подписанием повеления или без письменного от нее приказа, и захотел арестанта у вас взять, то оного никому не отдавать и почитать все то за подлог или неприятельскую руку. Буде же так оная сильна будет рука, что спастись не можно, то арестанта умертвить, а живого никому его в руки не отдавать».

По некоторым известиям, вслед за воцарением Екатерины, Бестужевым составлен был план брака ее с Иоанном. Верно то, что Екатерина в это время виделась с Иоанном и, как сама признала позже в манифесте, нашла его поврежденным в уме. Сумасшедшим или, по крайней мере, легко теряющим душевное равновесие изображали Иоанна и рапорты приставленных к нему офицеров. Однако Иоанн знал свое происхождение, несмотря на окружавшую его таинственность, и называл себя государем. Вопреки строгому запрещению чему бы то ни было его учить, он от кого-то научился грамоте, и тогда ему разрешено было читать Библию. Не сохранилась и тайна пребывания Иоанна в Шлиссельбурге, и это окончательно погубило его.

Стоявший в гарнизоне крепости подпоручик смоленского пехотного полка Василий Яковлевич Мирович вздумал освободить его и провозгласить императором; в ночь с 4 на 5 июля 1764 г. он приступил к исполнению своего замысла и, склонив с помощью подложных манифестов на свою сторону гарнизонных солдат, арестовал коменданта крепости Бередникова и потребовал выдачи Иоанна. Приставы сперва сопротивлялись с помощью своей команды, но, когда Мирович навел на крепость пушку, сдались, предварительно, по точному смыслу инструкции, убив Иоанна.

После тщательного следствия, обнаружившего полное отсутствие сообщников у Мировича, последний был казнен.

Постоянный адрес страницы: https://rusidea.org/25071803

Оставить свой комментарий

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подпишитесь на нашу рассылку
Последние комментарии
  • aлександр турик 24.04.2024 в 09:25 на Лев Тихомиров: «В социализме нет ничего специфически рабочего»Полным подтверждением этих мыслей Тихомирова была так называемая социалистическая революция октября 1917. В первом "рабочем" правительстве "народных комиссаров" был только один настоящий
  • Акаки А 24.04.2024 в 07:33 на Почему невозможно поддержать ДугинаВсякому ребенку известно, что в период с 15 по 19 веков некие группы неаристократического происхождения (которые были чуть-чуть не местными) смогли сильно
  • Александр Турик 24.04.2024 в 07:28 на О христолюбивомъ воинствѣКстати в католичестве существовал принцип двух мечей - меча духовной власти и меча государственной власти. Всякие распри между сюзеренами, князьями и царями
  • Александр Турик 24.04.2024 в 07:16 на Почему невозможно поддержать ДугинаС леваками и зомби типа гоблина, проханова и кургиняна никой содержательной полемики вести невозможно. Очень верно это определил МВН - это люди
  • Русский Большевик(не член РСДРП-РКП(б)-ВКП(б)-КПСС-КПРФ) 23.04.2024 в 13:23 на Почему невозможно поддержать ДугинаВ случае, если в России произойдет правый поворот, в стране не должно быть места коллаборационистам и силам, которые связаны с Западом, но

Этот сайт использует файлы cookie для повышения удобства пользования. Вы соглашаетесь с этим при дальнейшем использовании сайта.