Издательство Русская Идея Издательство Русская Идея Движение ЖБСИ



Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru
Календарь «Святая Русь»

Умер поэт Николай Алексеевич Некрасов


27.12.1877 (9.01). Умер поэт Николай Алексеевич Некрасов

 

Николай Алексеевич Некрасов (28.11.1821–27.12.1877), поэт, прозаик. Родился в Подольской губернии в семье мелкопоместного дворянина. Детские годы прошли на Волге, в родовом имении отца, человека деспотического характера, угнетавшего не только крепостных, но и свою семью, чему был свидетелем будущий поэт. Достоевский позднее написал о Некрасове: «Это было раненное в самом начале жизни сердце; и эта-то никогда не заживавшая рана его и была началом и источником всей страстной, страдальческой поэзии его на всю потом жизнь».

Мать поэта, женщина образованная, была первым его учителем, она привила любовь к литературе, к русскому языку. В 1832–1837 гг. Некрасов учился в Ярославской гимназии. Тогда же начал писать стихи. В 1838 г., против воли отца, будущий поэт уезжает в Петербург поступать в университет. Не выдержав вступительные экзамены, определился вольнослушателем и в течение двух лет посещал лекции на филологическом факультете. Узнав об этом, отец лишил его материальной поддержки, что стало для будущего поэта важным жизненным опытом самостоятельного заработка.

Некрасов остро переживал социальную несправедливость, но нетерпеливое стремление устранить ее быстрыми способами вело его к революционным симпатиям "свободы, равенства и братства". В 1843 г. Некрасов встречается с социал-демократом Белинским, который становится для Некрасова кумиром.  Свое несомненное христианское чувство сострадания к народу Некрасов переносит на таких революционеров типа Чернышевского, наделяя их качествами "пророков" и "мучеников".

Помимо этого, благодаря своему острому критическому уму, поэтическому таланту, знанию жизни и предприимчивости Некрасов становится организатором "прогрессивного" литературного дела. Он издает два альманаха: "Физиология Петербурга" (1845), "Петербургский сборник" (1846), где были напечатаны очерки, рассказы, повести Тургенева, Достоевского, Белинского, Герцена, Даля и др. В 1847–1866 гг. был издателем и фактическим редактором журнала "Современник", в котором публиковались наиболее известные литераторы, сделавшие журнал опять-таки стал органом революционно-демократических сил. Сам Некрасов был вполне свой в этой среде.

В эти годы Некрасов пишет также лирические стихи, посвященные его гражданской жене Панаевой, поэмы и циклы стихов о городских бедняках ("На улице", "О погоде"), о судьбе народной ("Несжатая полоса", "Железная дорога" и др.), о крестьянской жизни ("Крестьянские дети", "Забытая деревня", "Орина, мать солдатская", "Мороз, Красный нос" и др.). В период борьбы за крестьянскую реформу Некрасов пишет "Поэт и гражданин", "Песня Еремушке", "Размышления у парадного подъезда", поэму "Коробейники".

После закрытия журнала "Современник" Некрасов приобретает право на издание "Отечественных записок", с которым были связаны последние десять лет его жизни. В эти годы работает над поэмой "Кому на Руси жить хорошо" (1866–1876), пишет поэмы о декабристах и их женах ("Дедушка", 1870; "Русские женщины", 1871–1872). Кроме того, создает серию сатирических произведений, в том числе поэму "Современники" (1875).

В 1862 г. Некрасов приобрел усадьбу Карабиха, недалеко от Ярославля, куда приезжал каждое лето, проводя время на охоте и в общении с друзьями из народа. Для поздней лирики Некрасова характерны элегические мотивы: "Три элегии"(1873), "Утро", "Уныние", "Элегия" (1874), связанные с утратой многих друзей, сознанием одиночества, тяжелой болезнью (рак). Но появляются и такие, как "Пророк" (1874), "Сеятелям" (1876). В 1877 г. – цикл стихов "Последние песни".

Умер Некрасов 27 декабря 1877 в Петербурге.

+ + +

Достоевский в рабочих тетрадях сделал такую запись о Некрасове: «Некрасов отдался весь народу, желая в нем и им очиститься, даже противуреча западническим своим заблуждениям... Некрасов есть исторический тип, крупный пример того, до каких противуречий могло доходить в наше печальное время непосредственное, прямое, естественное стремление чисто русского сердца с навеянными из чуждой жизни убеждениями, жизни безформенной и безобразной, неудовлетворяющей».

Некрасов порою иллюстрирует собою основную причину русского атеизма: неспособность разрешить проблему теодицеи - оправдания всемогущего Бога при очевидном господстве зла в мiре. Так, в 1861 г. в отклике на смерть Т.Г. Шевченко Николай Алексеевич винит в его смерти "Божью волю". Но, к счастью, он не соскользнул дальше в эту обличительскую богоборческую сторону.

Некрасов как бы колебался между западнической революционностью и русскостью. Он был, пожалуй, одним из наиболее совестливых в среде тех русских борцов с социальным злом, которым для подлинной борьбы очень не хватало понимания духовной природы зла и расстановки сил в міровой борьбе зла с добром. Страстное нетерпение этих борцов, часто даже русских атеистов, было приземленным производным от христианского стремления к истине, но Исток этой истины они уже забывали и благодати не получали... Лучшие стихи Некрасова – лирические, где он не делал социальных выводов, а описывал красоту и силу русской жизни, например в  поэме "Мороз, Красный нос" (1864) знаменитое: "Есть женщины в русских селеньях...".

+ + +

Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц,-

Их разве слепой не заметит,
А зрячий о них говорит:
"Пройдет – словно солнце осветит!
Посмотрит – рублем подарит!"

Идут они той же дорогой,
Какой весь народ наш идет,
Но грязь обстановки убогой
К ним словно не липнет. Цветет

Красавица, міру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка.

И голод, и холод выносит,
Всегда терпелива, ровна...
Я видывал, как она косит:
Что взмах – то готова копна!

Платок у ней на ухо сбился,
Того гляди косы падут.
Какой-то парнек изловчился
И кверху подбросил их, шут!

Тяжелые русые косы
Упали на смуглую грудь,
Покрыли ей ноженьки босы,
Мешают крестьянке взглянуть.

Она отвела их руками,
На парня сердито глядит.
Лицо величаво, как в раме,
Смущеньем и гневом горит...

По будням не любит безделья.
Зато вам ее не узнать,
Как сгонит улыбка веселья
С лица трудовую печать.

Такого сердечного смеха,
И песни, и пляски такой
За деньги не купишь. "Утеха!" -
Твердят мужики меж собой.

В игре ее конный не словит,
В беде не сробеет – спасет:
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет!

Красивые, ровные зубы,
Что крупные перлы у ней,
Но строго румяные губы
Хранят их красу от людей -

Она улыбается редко...
Ей некогда лясы точить,
У ней не решится соседка
Ухвата, горшка попросить;

Не жалок ей нищий убогой -
Вольно ж без работы гулять!
Лежит на ней дельности строгой
И внутренней силы печать.

В ней ясно и крепко сознанье,
Что всё их спасенье в труде,
И труд ей несет воздаянье:
Семейство не бьется в нужде,

Всегда у них теплая хата,
Хлеб выпечен, вкусен квасок,
Здоровы и сыты ребята,
На праздник есть лишний кусок.

Идет эта баба к обедни
Пред всею семьей впереди:
Сидит, как на стуле, двухлетний
Ребенок у ней на груди,

Рядком шестилетнего сына
Нарядная матка ведет...
И по сердцу эта картина
Всем любящим русский народ!
(Из поэмы "Мороз, Красный нос", 1864)

+ + +

Я твой. Пусть ропот укоризны
За мною по пятам бежал,
Не небесам чужой отчизны –
Я песни родине слагал!

И ныне жадно поверяю
Мечту любимую мою
И в умиленье посылаю
Всему привет... Я узнаю

Суровость рек, всегда готовых
С грозою выдержать войну,
И ровный шум лесов сосновых,
И деревенек тишину,

И нив широкие размеры...
Храм божий на горе мелькнул
И детски чистым чувством веры
Внезапно на душу пахнул.

Нет отрицанья, нет сомненья,
И шепчет голос неземной:
Лови минуту умиленья,
Войди с открытой головой!

Как ни тепло чужое море,
Как ни красна чужая даль,
Не ей поправить наше горе,
Размыкать русскую печаль!

Храм воздыханья, храм печали -
Убогий храм земли твоей:
Тяжеле стонов не слыхали
Ни римский Петр, ни Колизей!

Сюда народ, тобой любимый,
Своей тоски неодолимой
Святое бремя приносил -
И облегченный уходил!

Войди! Христос наложит руки
И снимет волею святой
С души оковы, с сердца муки
И язвы с совести больной...

Я внял... я детски умилился...
И долго я рыдал и бился
О плиты старые челом,
Чтобы простил, чтоб заступился,

Чтоб осенил меня крестом
Бог угнетенных, бог скорбящих,
Бог поколений, предстоящих
Пред этим скудным алтарем!

(из поэмы "Тишина", 1856-1857)

+ + +

Я призван был воспеть твои страданья,
Терпеньем изумляющий народ!
И бросить хоть единый луч сознанья
На путь, которым бог тебя ведет,

Но, жизнь любя, к ее минутным благам
Прикованный привычкой и средой,
Я к цели шел колеблющимся шагом,
Я для нее не жертвовал собой,

И песнь моя безследно пролетела,
И до народа не дошла она,
Одна любовь сказаться в ней успела
К тебе, моя родная сторона!

За то, что я, черствея с каждым годом,
Ее умел в душе моей спасти,
За каплю крови, общую с народом,
Мои вины, о родина! прости!..

1867

Постоянный адрес данной страницы: http://rusidea.org/?a=25010904


 просмотров: 12081
ОТЗЫВЫ ЧИТАТЕЛЕЙ:
Ваше имя:
Ваш отзыв:


пит2016-12-07
 
хорошо

 
кристина2014-12-14
 
Мне нравится стих он писал душой

 


Архангел Михаил


распечатать молитву
 

ВСЕ СТАТЬИ КАЛЕНДАРЯ




Наш сайт не имеет отношения к оформлению и содержанию размещаемых сайтов рекламы

Главный редактор: М.В. Назаров, Редакторы: Н.В.Дмитриев, А.О. Овсянников
rusidea.org, info@rusidea.org
Воспроизведение любых материалов с нашего сайта приветствуется при условии:
не вносить изменений в текст (возможные сокращения необходимо обозначать), указывать имя автора (если оно стоит) и давать ссылку на источник.