07.01.2007       28

Святки. История и значение Рождественской елки


25.12 (07.01). Святки. История и значение Рождественской елки

Святки

Святки. История праздника. История и значение Рождественской елки. Звезда на елкеСвятки, или святые дни, это дни с 25 декабря до 5 января (по ст. ст.), то есть от Рождества до Крещения. В эти дни в связи с общей радостью о родившемся Спасителе богослужения особенно праздничны, отменяется пост в среду и пятницу.

Раньше даже после Крещения Руси святость этих дней в народе долго нарушалась разными суеверными языческими обычаями: гаданием, скоморошьими плясками, переодеванием в шутовские костюмы, медведями, свиньями и всякой нечистью, что возбраняется христианской Церковью. Наиболее распространенным среди этих обрядов была коляда, получившая свое название от латинского calendae (у древних римлян в эти дни проводили календы – праздник, отличавшийся особым весельем, чтобы, по поверью, таким прошел и весь год, отсюда происходит и слово календарь).

Постепенно колядование превратилось в народное празднование Рождества Христова. Колядовали на Руси так. По домам от хаты к хате ходили группы славильщиков, состоявшие в основном из подростков. Каждая группа несла на шесте восьмиконечную Вифлеемскую звезду, сделанную из серебристой бумаги. Иногда звезду делали полой и внутри нее зажигали свечу. Их сопровождал мехоноша, несший мешок для сбора даров. Славильщики останавливались под окнами, заходили в дома и просили у хозяев разрешения спеть колядки.

Содержание колядок было очень разнообразным, но объединяло их одно: радостное возвещение о Рождении Спасителя и пожелание хозяевам получить богатый урожай, обильный приплод у скота, быть здоровыми и счастливыми. Как правило, в каждом доме славильщиков встречали радушно и гостеприимно, заранее готовили угощение и подарки, за которые колядующие благодарили особыми припевками. Скупым пели пожелания обратного содержания. После обхода села славильщики собирались в заранее намеченной избе, все собранные дары делились между участниками и устраивался общий веселый праздник, часть собранного давали сиротам и бедным.

Веселию дней святок повод дает сама природа заметным увеличением продолжительности светлого времени после зимнего солнцестояния. Народная пословица: "На коляду дня прибыло на куриную ступню" (на полчаса).

С первой четверти XIX века городское население России стало также устанавливать на Рождество елки и устраивать на святках детские Рождественские праздники. Именно от святок происходит сохранившаяся поныне традиция двенадцатидневных рождественских школьных каникул. В дореволюционные времена они так и шли – от Рождества до Крещения. Ныне – начинаются с 1 января по новому стилю, с новогодья, но совершенно без какой-либо логики длятся те же двенадцать дней. И елка, перестав быть рождественской, всё еще привязана, как пленница у чужеземных оккупантов, к 1 января. Напомним же об исходной елочной традиции.

Как у нас появилась елка

Прежде чем напомнить о символическом значении Рождественской елки начала несколько слов об истории ее появлении в России. Первая елка появилась у нас повелением Петра I в ходе его насаждения европейской моды, обычаев, праздников, календаря. Вместе с началом календарной реформы в день введения Петром европейского новолетия с 1 января 1700 г. от Р.Х. было издано распоряжение:

Как у нас появилась елка. История и значение Рождественской елки. Звезда на елке
«По большим проезжим улицам, и знатным людям, и у домов нарочитых духовного и мiрского чина, перед воротами, учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых. А людям скудным хотя по древу или ветви над воротами или над хороминами своими поставить. И чтоб то поспело будущего генваря к 1-му числу 1700 сего года; а стоять тому украшению генваря по 7-е число того же года. Да генваря ж в 1-й день, в знак веселия, друг друга поздравляти с Новым годом и столетним веком, и учинить сие, когда на Большой Красной площади огненные потехи начнутся и стрельба будет; и по знатным домам боярским и окольничьим, и думным и знатным людям, палатного, воинского и купеческого чина знаменитым людям коемуждо на своем дворе из небольших пушечек, у кого есть, или из мелкого ружья учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракет, сколько у кого случится; а по улицам большим, где пристойно, генваря с 1-го числа по 7-е число по ночам огни зажигать из дров, или из хвороста, или из соломы; а где мелкие дворы, — собравшись по пяти или шести дворов, тако ж огонь класть, или, кто похочет, на столбиках по одной, или по две, или по три смоляные и худые бочки, наполняя соломою или хворостом, зажигать, а перед бургомистрскою ратушею стрельбе и таким украшениям по их усмотрению быть же». 

Первую "огненную потеху" устроил сам Петр, пустив в небо ракету. Правда, после его смерти это дорогостоящее развлечение не прижилось. Почему Петру захотелось ставить елки именно 1 января в ознаменование своей европейской календарной реформы – видимо, для придания ей особой торжественности, а может быть, он и в Европе слегка спутал Новый год с Рождеством. Елочный обычай этот также не сразу привился: елками в день Нового года стали украшать в основном крыши кабаков, что отразилось и в русском языке: "поднять елку" означало напиться, "идти под елку" – идти в кабак.

Европейская традиция ставить елку, но не новогоднюю, а, конечно, рождественскую, установилась в России только в первой четверти XIX века. По желанию супруги Императора Николая I Александры Федоровны, урожденной Фредерики Прусской, через два года после их бракосочетания, в 1819 г., впервые по немецкому обычаю поставили рождественскую елку в царском дворце, что и положило начало этой традиции в России. Петербургские немцы, которых было немало при дворе, задавали тон: елку у них ставили в центр стола, украшали ее конфетами, печеньем, свечками. Вскоре этот красивый обычай стал модным в домах русской придворной знати и вообще в высшем обществе. В канун Рождества елками стали украшать присутственные места, вокзалы, рестораны, городские площади.

Именно с этих пор атрибутом рождественских праздников в России стал и европейский "Санта Клаус". Имя его в Европе было изначально связано со святителем Николаем Мирликийским, праздник которого отмечался 6 декабря. Однако постепенно с конца XVIII века, на основе сказочных литературных фантазий на эту тему, европейцы стали ассоциировать св. Николая с волшебником-дарителем рождественских подарков детям. В России святитель Николай как один из наиболее почитаемых святых не мог быть перенят в столь профанированном обличье. Вместо этого европейский сказочный Санта Клаус был русифицирован также в сказочном виде как "Дед Мороз" – в связи с такими персонажами старинных русских сказок как Морозко и Мороз Иванович, его стали называть в России также: Рождественский дед или Елочный дед, не связывая со св. Николаем Чудотворцем. Праздновали в городах России и Новый год – на святках, как веселое продолжение Рождества после долгого поста.

Однако основная часть народа – крестьянство, продолжала праздновать Рождество традиционно, после церковной службы и разговления с рождественские песнопения (колядками) и Вифлеемской звездой обходили дома и пели поздравления хозяевам, получали угощения. Особенный размах праздничные гуляния достигали во время святок, но обходились при этом без елок. А Новый год у православного народа начинался 1 сентября по церковному календарю годичного цикла богослужений.

После большевицкого переворота общественные елки на Рождество в советской России были запрещены как "религиозный пережиток". Их передвинули на Новый год – таковы были уже первые домашние советские детские елки в Горках у Ленина, куда приглашали местных ребятишек. 1 февраля 1918 г. большевики ввели григорианский календарь, приказав считать этот день 14-м февраля, – тем самым намеренно предвинули новогодний праздник на дни Рождественского поста. Более того: 1 октября 1929 г. была сделана попытка ввести новый, революционный календарь, отменяющий как "религиозный пережиток" даже семидневную неделю. В пятидневной рабочей неделе воскресенья и, следовательно, многие церковные праздники, были сделаны рабочими днями.

Лишь в частном порядке в советское время люди дома наряжали к Рождеству елки и праздновали русский Новый год (по старому стилю). Хотя в 1920-1930-е гг. за это могли грозить неприятности партийцам, от которых требовалась особая "сознательность".

В середине 1930-х гг., когда Сталин в соперничестве с интернациональной "ленинской гвардией" в борьбе за власть решил тактически опираться на самый многочисленный – русский народ и реабилитировать некоторые русские традиции, в 1935 г. на Новый год в Москве был вновь устроен первый официальный детский утренник – некое внешнее подобие Рождественской елки. В 1936 г. правительственным постановлением было разрешено публичное празднование Нового года с установлением елей в госучреждениях, школах, на городских площадях. Только ели должны были украшаться не Вифлеемской восьмиконечной звездой, а красной пентаграммой. Первая такая общественная елка была устроена 1 января 1937 г. в Москве в Доме союзов; видимо, тогда же у советского "Деда Мороза" (в отличие от европейского Санта Клауса) появилась внучка "Снегурочка". С этого времени елку в СССР стали привязывать именно к новогоднему празднику, что, к сожалению, было перенято и в ельцинско-путинской РФ.

Вся сохранившаяся в современной РФ символика советского Новогодья – это всё та же, переработанная большевиками западная с псевдо-"рождественскими" русскими отголосками: с неизменной пятиконечной звездой, щедрым мясным застольем в постные дни, пальбой в небо, обещаниями "светлого будущего" в телеобращениях партруководства и развлекательными "голубыми огоньками", превращенными ныне в пошлейшую вакханалию еврейского юмора, сдобренную теперь еще и языческими поздравлениями с годами всяческих обезьян, козлов, свиней и иных животных по восточному календарю – всё это продолжающееся глумление над христианским праздником Рождества. Воспитанным в СССР людям, в том числе вполне добропорядочным, и в голову не приходит, что даже их дети на "новогодних елках" в эти дни празднуют по сути антирелигиозный праздник, противопоставленный большевиками христианскому Рождеству именно в дни Рождественского поста. А теперь на этом фоне вспомним о православном значении Рождественской елки.

Символическое значение Рождественской елки

Символическое значение Рождественской елки. Вифлеемская звезда на елкеИстория говорит нам, что обычай ставить украшенную елку в это время года  ведет свое начало со времен язычества. По воззрениям древних язычников, украшенное плодами и светильниками дерево в это время года, соответствующее времени наших святок, служит символом поворота солнца на лето, когда заметно увеличивается продолжительность дня и мы знаем, что под живительным действием солнечных лучей вскоре всё в природе после мертвенной зимней спячки вновь оживет и расцветет, чтобы дать плоды, питающие нас. Устройство елки именно в это время года было издавна  приветом возрождающемуся солнцу, дарящему людям жизнь.

Вероятно, и в нынешнее время для нехристиан и атеистов устройство елки имеет подобное символическое значение – ибо как раз на Новый год принято желать "нового счастья", "исполнения всех желаний", "успехов в работе", материального благосостояния и т.п. Сохранилось даже языческое дохристианское поверье, что встреча Нового года имеет роковое значение для всего годового периода: мол, как встретишь Новый год – так его и проведешь; поэтому непременно надо праздновать как можно веселее, сытнее и разгульнее.

Но для православного человека всё, сотворенное Богом и само мiроздание, имеет более глубокий смысл: у нас елка – не чувственный привет солнцу и его земным дарам, а выражение благодарности Творцу этого солнца, Творцу мiра и человека за Его духовные дары: "Тебе кланятися Солнцу Правды и Тебе ведети с высоты Востока: Господи, слава Тебе!". Такими словами в Рождественском песнопении мы благодарим воплотившегося Сына Божия за то, что Он пришел оживить, воскресить, обновить всю тварь и венец творения – всех людей, открыв им путь к вечной жизни. То есть у нас всё должно твориться во славу Божию, включая все наши празднования.

Поэтому и Рождественская елка выбрана у христиан таким символ жизни и безсмертия – поскольку зелень этого дерева не умирает зимой в отличие от лиственных деревьев. По этой же причине, как известно, ельником устилают при похоронах путь умерших к месту последнего упокоения в надежде воскресения и жизни вечной. С этой точки зрения устраиваемая на Рождество елка должна напоминать нам об Источнике жизни и безсмертия, Который рожден Пресвятой Девой Марией и благостью Которого мы имеем возможность перейти в нетленную жизнь в дарованном нам вечном Царствии Небесном.

Елка напоминает нам также о состоянии рода человеческого до Христа. За грех непослушания Богу Адам и Ева лишились блаженства в раю, где находилось древо жизни, имевшее силу предохранять от болезней и смерти человека, питавшегося его плодами. После изгнания из рая прародителей наших у входа в него был поставлен херувим с огненным мечом, преграждая смертным изгнанникам доступ к древу жизни. И так продолжалось до пришествия Христа, отверзшего людям двери в рай.

Это благодеяние Христа так воспевается Церковью в рождественском песнопении: "Приидите возрадуемся Господеви, настоящую тайну сказующе [возвещая совершившееся таинство] средостение градежа [стена, служившая преградой] разрушися, пламенное оружие плещи дает [обращает в тыл, удалено], и херувим отступает от древа жизни, и аз райския пищи причащаюся, от него же произгнан бых преслушания ради" (Стихира на "Господи воззвах"). Вот о чем напоминает и проповедует нам вечнозеленая елка.

А восьмиконечная звезда, которой мы увенчиваем это древо, означает ту звезду, которую волхвы видели на Востоке и которая привела их ко Христу, чтобы поклониться Ему – Солнцу Правды. Подарки же, раздаваемые у елки, напоминают, с одной стороны, о дарах волхвов, принесенных Царю Христу, а с другой стороны, – "обилия благодати и дара праведности", которых нас удостаивает Спаситель, чтобы мы могли избегнуть смерти для жизни вечной (Рим. 5:17).

Использована: "Православная Русь" (Джорданвиль, 1981, № 24).
М.Н.

Рождественская елка в Московском приходе свв. Новомучеников и Исповедников Российских. Святки

Рождественская елка в Московском приходе свв. Новомучеников и Исповедников Российских. Святки

Рождественская елка в Московском приходе свв. Новомучеников и Исповедников Российских. Святки

Рождественская елка в Московском приходе свв. Новомучеников и Исповедников Российских. Святки

Рождественская елка в Московском приходе свв. Новомучеников и Исповедников Российских, 25.12.2013 (7.1.2014)

Постоянный адрес страницы: https://rusidea.org/25010702

Оставить свой комментарий
Обсуждение: 28 комментариев
  1. blank semen:

    пока на башнях Кремля остаются пентаграммы, и на ёлках тоже останутся.

  2. blank свящ. Алексiй:

    И правда праздник радостный.
    Поздравляю всех Православных с Рождеством Христовым!
    Однако, корни всей символики Рождества, которое мы наблюдаем и переживаем в России и на западе, увы, придумано... угадайте...
    - это Франциск Ассизский. Именно он придумал и вертеп, и елочку со звездой, и ясли с "Младенцем" под елкой. Привел настоящих животных, и устроил "праздник для ребят". В общем, вся мистерия Рождества - это его N.H.
    Очень поверхностное упоминание об этом в ссылке ниже, простите, лучше не нашел.
    http://www.ng.ru/world/2004-12-24/6_rome.html

  3. blank Владислав:

    Нарядные елки, ставшие символом Нового года. У ранних кельтов ель считалась обиталищем лесного духа, требовавшего кровавых жертв — внутренностей людей и животных, которые друиды регулярно развешивали на ветвях дерева. Когда окрепшая христианская церковь запретила жертвоприношения, народы Европы заменили внутренние органы шарами из дерева, которые в дальнейшем стали стеклянными, а кишки — тряпочными и бумажными гирляндами. И вот она, нарядная, на праздник к нам пришла…
    Что касается доброго дедушки Мороза и его западного аналога Санта Клауса, то они произошли от древнего и злобного кельтского божества, Великого Старца Севера, повелителя ледяного холода и пурги. Он тоже ходил по домам с холщовым мешком, но не раздавал подарки, а собирал жертвоприношения, которые ему недодали в течение года. Визит Старца с мешком не предвещал ничего хорошего: как правило, после его ухода в доме оставались только обледеневшие трупы.
    Для того, чтобы оградить поселок от ужасного визита, друиды приносили свирепому божеству общую жертву — в мороз раздевали и привязывали к дереву юную девственницу. Именно ее замерзший, покрытый инеем труп и стал прообразом веселой Снегурочки, сопровождающей Деда Мороза…

  4. blank Владислав:

    1916 году, во время Первой мировой войны, ёлка была запрещена Священным Синодом

  5. blank Владимир:

    "...всё это продолжающееся глумление над христианским праздником Рождества." Запутали и одурили народ до изумления. А иначе русских было не извести. Солженицын: "состояние бедствия... при убийственной прореженности, пробитости русских рядов..." И сегодня, говоря об итогах (http://президент.рф/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/9888), президент России, когда ему в лицо особь, сильно похожая на "вечного жида", говорит о русских святынях и использованных презервативах, отвечает игриво: "Не любите Вы, Владимир Михайлович, нашу общественность"...

  6. blank Андрей:

    "Поэтому и Рождественская елка выбрана у христиан таким символ жизни и безсмертия – поскольку зелень этого дерева не умирает зимой в отличие от лиственных деревьев".
    Эдак можно все что угодно подкрутить под традицию, оправдывая новодел криптоязыческого характера. Символ жизни у христиан КРЕСТ и нехрен тут жидомудрствовать.

  7. blank Андрею:

    Почему же на Рождество ставят елку а не крест? Все "жидомудрствуют", кроме Вас?

  8. blank Андрей:

    Вы о чем, товарищЪ, куда ставят? И кто это - все? Если Вы о том, что рясофорный комсомол в храмах начал расставлять, яко еретики-латиняне, так чему удивляться то?

  9. blank МВН - Андрею:

    Многие внешние христианские традиции имеют дохристианское происхождение: колядки, масленица и др. В том числе вербы (в древности - пальмовые ветви, которыми встречали царей и победителей) для приветствия Христа на Вход Господень в Иерусалим, березки на Троицу. Если Церковь и перенимала у язычества некоторые внешние традиции, снисходя к человеческой инерции поведения, - то всегда наполняла их своим смыслом. Так же и елка никак не заменяет креста и не противоречит ему. Советую Вам не "жидомудрствовать", а обращать ваше ревнительское рвение против действительных грехов, в том числе своих, если, конечно таковые у вас имеются (похоже, что нет?)...

  10. blank Илья - Андрею:

    Ёлка на Рождество украшается Вифлеемской звездой. Может и она Вас не устраивает?)))

  11. blank Илья - Андрею:

    А кресты обычно на могилах ставятся

  12. blank Андрей - МВНу:

    Согласно петровского указа, елками "украшали" дворы и кабаки, массово в храмах елки стали появляются даже не в 19в., но уже в наше время, и если Вы хотите этот красный новодел никодимовцев-филокатоликов принять (выдать) за традицию, то полагаю и Вам сродни этот крипто-языческий душок (?). Но учитывая, что процессы происходящие в РПЦ МП имеют явно прокатолический характер, то эта т.н. "традиция" дает повод устраивать в храмах кукольные театры с музыкальным сопровождением, не говоря уже разного рода театрализованных световых шоу, по сути оскверняющих святое место. Полагаю также, что не с руки Вам пользоваться красной методологией, когда указывая на личные грехи, переносят акцент с предмета на оппонента. Аз многогрешный смею также привести Вам слова Евангелия: (Иоанн 2:17) "Помянуша же ученицы его, яко писано есть: жалость дому Твоего снесть мя."

  13. blank Некта-Илье:

    Дружище Илья, а знаешь ли ты, любезный, когда волхвы посетили Святое Семейство? И какое отношение Вифлеемская звезда имеет к Рождеству Христову?

  14. blank Некта - МВН:

    Уважаемый МВН, помнится, где-то слушал таковы слова ВРАЧУ ИСЦЕЛИСЯ САМ. Согласен с этой мудростью. Так вот по поводу языческих корешков и вершков интеллигентского бреда о язычестве: традиция Церкви имеет силу Закона, а правила Ея есть Святый Орос.
    По сей причине оправдывать притащенные антихристом Петром елки из Германии в кабаки, которые ноныча краснопопики решили ставлять в своих КаГБе храмах, иожет только супер интеллигент, например, эмигрировавший из Инпредстроя прямо в ЭрЭфию.

  15. blank Илья - Неткте:

    Уважаемый, Вы хотя бы иногда сами вникаете в то что пишите?

  16. blank Некта - Илье:

    Спаси Господи люди Твоя, вижу, не всем же быть умниками.

  17. blank Дядя Вася - Некте:

    Это точно: нет никакого оправдания ёлкам! Особенно для мудрецов, эмигрировавших в ЭрЭфию прямо из советских психушек.

  18. blank Испытание Новым годом:

    Испытание Новым годом.
    О новостильном праздновании Нового года.
    "...Впервые у нас ставить елки приказал Петр I в ознаменование календарной реформы 1 января 1700 г."...

    Однако, у иеромонаха Максима (Маретты) в его ответе "Почему истинно-православные истинно православны" на еретическую статью афонита Василия Григориата против греков старостильников, читаем:
    - "...Иными словами, разногласие касательно порядка церковных праздников было приравнено к ереси...
    В 1583 г. папа Григорий VII создал и навязал всему католическому миру новый календарь, для использования как в светских, так и в богослужебных целях. Он предложил православным и протестантам также принять это нововведение, но и те, и другие отказались, а православная Церковь даже созвала три всеправославных собора, каждый из которых анафематствовал григорианский календарь и всех, кто посмеет его принять.

    Первый из этих соборов, который был немедленно созван в том же 1583 г., составил целый список папистских заблуждений, который был анафематствован по пунктам. Седьмая часть постановлений собора гласила:

    "Кто не следует обычаям Церкви и тому, как приказали семь святых вселенских соборов о святой Пасхе и месяцеслове и добре законоположили нам следовать, а желает следовать григорианской пасхалии и месяцеслову, тот с безбожными астрономами противодействует всем определениям святых соборов и хочет их изменить и ослабить – да будет анафема, отлучен от Церкви Христовой и собрания верных".
    Новостильники совершенно четко подпадают под эту анафему, и по этой причине все те, кто остался верен православию, отвергают евхаристическое общение с новостильниками..." Иеромонах Максим (Маретта). "Почему истинно-православные истинно православны". 2010 г., иеромонах Вознесенского монастыря в Нью-Йорке о. Максим Маретта, находящийся в "хризостомовском" Синоде Истинно-Православной Церкви Греции – самой крупной на сегодня юрисдикции греков-старостильников.

    ВЫВОД.
    Все, празднующие Новый год под 1-ое января подпали под анафему-церковное проклятие. И царь Петр вместе с ними - совками, безбожниками, отступниками, еретиками, богоборцами.

    Стоит ли удивляться теперь столь плачевному состоянию нынешней РФ-ии, погрязшей в ересях с головы до пят?

  19. Умерьте пыл. Царь Петр I не вводил нового стиля (григорианского календаря), он ввел летосчисление от Р.Х. и перенес начало года на 1 января, при этом сохранив Юлианский календарь.

  20. blank Новым годом испытание:

    Михаил Викторович. Не желаете продемонстрировать свою эрудицию в области догматики и Церковного права непосредственно иеромонаху Максиму Маретте? Адрес известен. Чирканите опровержение на догматику Маретты или апологию "царя Петра". Какие проблемы? Глядишь, - кто-то еще подключится... Протопресвитер и профессор богословия Теодор Зисис и ... ... ... родится истина.
    Летоисчисление от Р.Х. было введено когда "царя Петра" еще и в помине не было... А у "царя Петра" и без новостильных подвигов/уродования календаря в угоду Западу/католикам/отступникам своих всешутейных тараканов хватает... У свт. Иоанна Златоуста есть статья "О нечестивых властителях". Самое - оно.

  21. blank Алексей:

    Михаил Викторович, какое значение в православной традиции имеет пятиконечная звезда? Что она символизирует? На иконах Андрея Рублева Воскресение Христа, тоже пятиконечная звезда. Должно ли поминятся отношение к этому символу у православных, после масоннской революции?

  22. Анониму "Новым годом испытание"
    Не вижу необходимости вступать в церковную полемику о Петре I (у меня уже есть несколько статей о нем). И это не имеет отношения к вашей запальчивой ошибке (о новом стиле, якобы введенном Петром), на которую я Вам указал, но в которой Вы не желаете признаться. Ну-ну...

  23. О пятиконечной красной звезде: https://rusidea.org/25102505
    Когда-то она не имела антихристианского смысла.
    Но когда она стала одним из главных символом масонства и большевизма - вряд ли нужно и возможно ее реабилитировать в нашей сегодняшней жизни. Бесы тоже раньше были ангелами, но их сути теперь не изменить.

  24. blank Владимир:

    Михаил, поздравляю вас с Рожеством Христовым! Терпения вам в общении! Порой удивляюсь вашей выдержке и самообладание, а ещё желанию нести людям правду! Спаси Христос!

  25. blank Михаилъ:

    Вы посмотрите что творится в Вифлееме https://gdb.voanews.com/303E7DDD-39F0-4CB5-850F-40D8F411761E_w1024_q10_s.jpg . Теперь попробуй опротестовать красные пентаграммы на башнях Кремля. Вот только в каком году это началось в Вифлееме, в прошлом или позапрошлом?

    А по поводу пентаграммы у А.Рублева(на всего лишь одной иконе Преображения Господня), то тут "не в кассу", потому что там просто безформенные лучи никак в пентаграмму не складываются.

  26. blank Валентина Дмитриевна Сологуб:

    ВЛАДИСЛАВ "1916 году, во время Первой мировой войны, ёлка была запрещена Священным Синодом" Посмотрите Рождественские открытки царского времени, где солдаты на фронте пляшут покруг елки.

  27. blank Елена:

    По этнографическим (включая полевые) материалы в конце 19-начале 20 в. у русских в Сибири в домах елки не ставили. Их помещал в школах, куда приглашали детей. Елки связывались с погребальными обычаями. С 1950-1960-х гг. и теперь в сельских домах ставят новогодние елки

  28. blank Андрей Архаров:

    Обычно недели за три до Рождества, а затем ещё долго на ТВ начинают крутить рекламу с Санта Клаусом под навязчивую мелодию «Jingle bells» («Звони в колокольчики» 1857г.). На меня этот англицизм действует раздражающе, особенно, во время поста. И, как-то само случилось, на припев песни у меня возникли такие строки:

    За удачей вослед шествует беда.
    Бутерброд маслом вниз падает всегда.

    Я подумывал уже перевести эту песенку. Оказалось у неё есть русский анонимный перевод. На мелодию текст ложится идеально, а к Рождеству эта песня не имеет ни малейшего отношения. Судите сами:

    Я пару дней назад
    Решил размять коня.
    И вот Мисс Фэни Брайт
    Под боком у меня.
    С конём не повезло:
    Худой, хоть сразу в гроб,
    В намёт заехал, как на зло,
    Нас вывалил в сугроб.

    Прошла уж пара дней,
    Как я уже сказал,
    Я выпал из саней
    И на спине лежал.
    Какой-то джентельмен
    Промчался стороной.
    Нет чтоб помочь, так он, взамен,
    Смеялся надо мной.

    А мой припев, как оказалось, подходит не по английскому тексту, но по смыслу.

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подпишитесь на нашу рассылку
Последние комментарии

Этот сайт использует файлы cookie для повышения удобства пользования. Вы соглашаетесь с этим при дальнейшем использовании сайта.